Кандидат психологических наук, педагог-психолог Башкин Михаил Валерьевич Формирование коммуникативных УУД у младших школьников в контексте программы психологической адаптации к школе «Солнышко»
Данная программа была предложена педагогом- психологом школы 1205 (г. Москва) О.А. Матвеевой и представлена в газете «Школьный психолог» (2004 г., 6). Программа была модифицирована педагогом- психологом «МОУ СОШ 8» г. Ярославль М.В. Башкиным в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта к процессу формирования у обучаемых системы универсальных учебных действий.
Программа «Солнышко» - это 4-летний курс для детей начальной школы, включающий два основных раздела: «Самосознание» и «Взаимоотношения». Главные темы этих разделов - чувства, эмоции, общение, поведение, отношение к себе и к окружающим, взаимодействие в малых группах. В основе курса лежит идея уникальности, необычности каждого человека.
Задачи, решение которых осуществляется посредством реализации данной программы: - обеспечение успешной адаптации обучающихся к школе; - развитие у детей самосознания, обучение анализу своих чувств и поступков. - формирование у обучающихся навыков эффективного межличностного взаимодействия.
Представленная программа рассчитана на обучающихся 1-4 классов. Количество часов, отведенное на каждый учебный год, кроме первого класса – 34 (по 1 ч. занятия в неделю). Количество часов, отведенное на изучение программы в первом классе – 33 (по 1 ч. занятия в неделю).
В первом классе акцент ставится на обеспечение успешности адаптации детей к школьному обучению и формирование у них произвольности эмоциональной сферы (то есть, регулятивных универсальных учебных действий). Во втором классе упор сделан на развитие познавательных процессов обучаемых (познавательные универсальные учебные действия) и коммуникативных навыков (коммуникативные универсальные учебные действия).
В третьем классе акцент ставится на формирование личностных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Четвертый класс предполагает целостную работу (с учетом всех универсальных учебных действий) по подготовке к переходу обучающихся в среднее звено школы.
Примеры тем занятий по формированию коммуникативных УУД у младших школьников «Умение слушать» «Дружба в классе» «Как делиться и хранить тайны?» «Умение сотрудничать» «Комплименты в общении» «Учимся решать конфликты»
Правила общения на занятиях для обучающихся Эти правила принимаются совместно. Регулируя дисциплину, педагог-психолог обращается к обучающимся: 1. «Поднимай руку (если хочешь спросить)». 2. «Слушай (будь внимателен)». 3. «Не унижай других и будь на своем месте (не кривляйся, не смейся над другими, не толкайся)».
Спасибо за внимание!