"Мотивация учения - основное условие успешного обучения" Педагогический совет 3 от
Низкая мотивация сегодняшних школьников ставит под сомнение эффективность учебной деятельности в целом.
Уровень учебной мотивации рассматривается как один из критериев эффективности педагогического процесса, как результат деятельности образовательного учреждения.
Структура потребностей А. Маслоу
В состоянии неблагоприятном, подверженный страху, агрессии, растерянности, лености или же крайнего возбуждения ученик не может в полной мере овладеть учебными умениями.
Если ученики очень возбуждены на перемене, значит, на уроке преобладают процессы торможения.
Повышение учебной мотивации – это учить детей так, чтобы им захотелось учиться. Для этого учителя должны владеть различными формами и методами обучения, учитывать возрастные особенности учащихся.
На пути к преодолению низкой мотивации учащихся школа стоит сегодня перед необходимостью пересмотра методов, форм и стиля обучения.
Работа в творческих группах Какие формы и приемы работы учителя будут способствовать формированию положительной мотивации на различных этапах урока и на различных типах уроков?
Этап организации начала урока Похвала и порицание (подготовка к уроку) Эмоциональный настрой на урок (в стихах) Создание игровой ситуации (ролевая игра)
Этап усвоения новых знаний Создание проблемной ситуации Опора на личный опыт ученика и учителя Похвала и поощрение Выявление причинно-следственных связей Применение новых знаний в жизненной ситуации
Этап первичной проверки понимания учащимися нового учебного материала Проблемные вопросы Позитивное отношение учителя Вовлечение каждого учащегося Игровые формы Проектная деятельность Обмен ролями с учителем Самопроверка с опорой на подсказку и взаимопроверка Приложение материала к личному опыту
Этап закрепления знаний Похвала Безотметочная система (адекватное оценивание – «молодец», т.п.) или выставление только положительных оценок Вызов на диалог, беседу (групповая форма работы, взаимопроверка) Яркая наглядность Ролевая игра Дифференциация заданий Совместно-разделенная деятельность
Этап обобщения и систематизации знаний Видение собственных достижений (цели) Групповая работа Игра Рефлексия Шкала достижений, т.п. Значимость для жизни Позитивный девиз Учить благодарности Интеллектуальные карты Соревновательность Самооценка