Познавательные универсальные учебные действия. Старшая школа.
Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Познавательные универсальные учебные действия Познавательные УУД Общеучебные универсальные действия - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели - структурирование знаний - умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи - действие со знаково- символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование) - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели Логические действия - выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов; - синтез как составление целого из частей; - подведение под понятия, распознавание объектов; - выявление родо- видовых и ситуативно существенных признаков; - выдвижение гипотез и их доказательство Постановка и решение проблемы - формулирование проблемы; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Методологические особенности старшей школы. Концептуальная основа всего образовательного процесса в старшей школе: не развивать школьников, а помогать им развиваться самим. Максимальная ориентация на развитие функциональной грамотности (умение решать любые жизненные задачи). Средствами всех предметов учить построению самостоятельного алгоритма деятельности, анализу его продуктивности с точки зрения возможности достижения поставленной цели и его коррекции в процессе выполнения намеченной работы.
Психологические особенности старшей школы. В старшей школе должна быть сформирована психологическая готовность выпускника к дальнейшему развитию. Необходимо обеспечить субъективный и объективный переход ученика от установки на получение знаний, умений, навыков к установке на овладение систематизированным представлением о мире, обществе и человеке и умение самостоятельно расширять и углублять это представление.
Содержательные особенности старшей школы: углубление вариативности образования; предоставление учащимся больших возможностей самостоятельного выбора образовательной траектории (выбор предмета, уровня его изучения, формы и способа освоения) в соответствии с их интересами, ценностями, познавательным опытом, жизненными целями и индивидуально- психологическими особенностями.
Общие методические особенности старшей школы: максимальная реализация различных форм самостоятельной и творческой деятельности (проектная, исследовательская и др.); комплексное развитие различных видов речевой и коммуникативной деятельности, форм познавательной деятельности
Обучение приёмам получения и обработки информации и различным типам речевой деятельности. Реализуется через систему заданий и последовательное овладение и совершенствование: умений конспектирования с листа и со слуха; умений аннотирования и реферирования; умений написания эссе и резюме; навыков владения различными типами чтения и читательскими стратегиями; умений поиска информации, её анализа и систематизации; навыков самостоятельной исследовательской деятельности
Особенности учебников для старшей школы. Прежде всего учебники должны обеспечивать интеграцию знаний в рамках целостной картины мира; стимулировать учащихся к систематическому обращению к Интернету, дополнительной литературе, периодике, словарям и справочникам; сочетать в себе развивающую функцию с подготовкой к ЕГЭ
Организационные особенности построения образовательного процесса в старшей школе: переосмысление места и роли учителя в образовательном процессе: учитель перестаёт быть наставником и носителем информации, становится консультантом и сопровождающим; организация учебного процесса, содержание изучаемого материала и образовательный алгоритм зависят от самостоятельного выбора ученика в рамках, определённых ФГОС;
модульно-рейтинговая организация образовательного процесса; отход от классно-урочной системы, более широкое право выбора форм организации образовательного процесса (работа в малых группах, взаимное обучение и организация совместной деятельности учеников, лекционно-семинарские занятия и т.д.) и форм промежуточного контроля (зачёты, рефераты, коллоквиумы).