Учим детей учиться Оценка для обучения
Сегодня мы говорим о Самооценке Формировании метапредметных навыков Важности достижений Помощи ребенку в анализе и планировании своей работы
По окончании беседы вы сможете соотнести способы развития метапредметных навыков, предложенных Р. Фишером, со своей практикой.
« Человек, который в себе сомневается, подобен тому, кто записался в стан своих врагов и нацелил на себя оружие. Он делает поражение неизбежным, так как первый в него верит.» Александр Дюма « Три мушкетера », 1844
« Если я думаю, что могу это делать, у меня обычно все получается. Когда я думаю, что не могу что - то делать, у меня обычно ничего не получается.» Элин, 12 лет
Что формирует нашу самооценку ?
Самооценка формируется из взаимоотношений со значимыми для ребенка людьми. Она формируется оценкой человеком картины себя, отраженной от других людей.
источники Подтверждение наших хороших качеств родителями, учителями и другими значимыми людьми Признание сверстников Вера в себя, основанная на положительном успешном опыте
Что оцениваем ?
Связать самооценку с самосознанием и развить в детях « ориентированность на достижение » mastery orientation
Ориентированность на достижение Приобретенная беспомощность Готов браться за трудные задачи Воспринимает проблемы как вызов Принимает поражение без оправданий Гибкий в подходах, пробует разные способы Отслеживает свою работу Хочет достичь учебных целей Положительно оценивает свои способности Любит учиться
Интеллект получаем или развиваем ?
Как мы можем помочь ребенку развивать « ориентированность на достижение »?
Персонализация обучения Анализ и оценка достижений самим ребенком Умение управлять процессом обучения Дети понимают как то, что сейчас изучают связано с их жизнью ? Дети могут сказать в чем они добились успеха и что им в этом помогло ? Мы создали детям возможность оценить свои стратегии обучения ?
Персонализация обучения УчительУченики Умеет формулировать цель с позиции практического результата, который можно применить в жизни Формулируют вопросы, на которые они бы хотели найти ответы по этой теме
« Цели, которые ставят для всех, - не мои цели. Они становятся моими, если я про них подумаю для себя.» Джон. 11 лет
Анализ достижений
Достижение – это что - то, чем ты можешь гордиться чего ты раньше не делал что ты долго пытался сделать и наконец у тебя получилось что ты считал трудным, но у тебя получилось
Всегда ли дети могут оценить свои достижения ?
Вопросы, которые могут помочь Чему ты научился ? Чего ты достиг ? Что вызывает хорошие чувства ? Что тебе нравится делать ? Что у тебя хорошо получается ? Что тебе сложно делать / понимать ? Что ты не знаешь / не понимаешь ? Что ты хочешь уметь делать / понимать ? Какая помощь тебе нужна ?
европейская практика Как реализовать ?
Чему ты научился ? Чего ты достиг ? Что вызывает хорошие чувства ? Что тебе нравится делать ? Что у тебя хорошо получается ? Что тебе сложно делать / понимать ? Что ты не знаешь / не понимаешь ? Что ты хочешь уметь делать / понимать ? Какая помощь тебе нужна ?
Техника собеседований Что ? Почему ? Как ? Что тебе понравилось ? Чего ты достиг ? Как тебе удалось достичь …? Почему у тебя не получилась эта презентация ?
20 / 80
Фиксируем результаты Чем ты доволен ? _____________________________________ Что ты сделал хорошо ? _____________________________________ Над чем ты упорно работал и улучшил результат ? _____________________________________ Кто тебе помог или что тебе помогло ? _____________________________________
Утверждаем цели Какие ты теперь поставишь цели ? ________________________________ Что ты хочешь попытаться улучшить ? _____________________________________ Как ты будешь это делать ? ____________________________________ Какая тебе понадобится помощь ? _____________________________________
Оценка для обучения – это любая оценочная деятельность, которая помогает определить следующий шаг в обучении.
Оценка для обучения – это оценка, которая нацелена на совершенствование учебы, а не на определение уровня обученности.
« Успех в обучении, в долгосрочной перспективе, зависит не от того какие конкретно знания получили дети, а от того, какой эффект имело обучение на отношение ребенка к учебе, на его самооценку и на ориентированность на достижения.» Ruther, M. et al (1979) Fifteen Thousand Hours: Secondary Schools and their Effects on Children. Open Books: Wells
Литература Fisher, R. (2005) Teaching Children to Learn. 2 nd ed. Nelson Thornes
директор школы - клуба LIGHT региональный тренер - консультант Британского Совета Татьяна Ликинцева