Преподаватель кафедры коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии Мадалиева С.Х.
Поступление в медицинские вузы РК регулируется результатами ЕНТ без проведения работы по профпригодности. Следствием этого является то, что до 30% студентов отчисляются на 1-3 курсах обучения. Своевременное самоопределение позволит выпускнику вуза впоследствии с большим успехом для собственного здоровья справляться со своими должностными обязанностями.
Показал, что независимо от направлений подготовки, наибольшая частота их приходится на первые три курса обучения (70,5%), максимальный уровень отсева соответствует второму курсу. академическая неуспеваемость - 43,0%, уход в академический отпуск - 25,5% перевод в другие учебные заведения (14,2%) уход обучающегося по собственному желанию (9,1%) другие причины составляют в среднем 8,1% (АсимовМ.А., 2010).
В Великобритании – отбор производится по специальной форме, содержащей информацию об их академических и мануальных способностях, мотивации, стремлениях (С.А. Варламов в соавт.2007). Во Франции в университет принимаются все желающие, а непосредственный отбор студентов происходит по истечении одного - двух лет обучения после сдачи экзаменов(Кудрявцев В. С. с соавт., 2005) В США применяется трехступенчатая система подготовки врачей: двухгодичная общеобразовательная подготовка и домедицинское образование в медицинских колледжах, четырехгодичная подготовка при колледжах до дипломное медицинское образование в высших учебных заведениях (медицинских школах), а также проведение тестирования для определения способности поступающего пользоваться специальными терминами, определениями и обозначениями, способность манипулировать количественными обозначениями, (Кау R., 2004). В некоторых университетах РФ– в структуру факультета входит лицей с двухгодичным обучением (10-11 классы), или организованы центры (факультеты) довузовской подготовки. В общеобразовательных школах - курсы очно-заочной формой подготовки учащихся к поступлению в университет(Кудрявцев В. С. с соавт., 2005).
Скрининговый опрос студентов первого курса КазНМУ факультета ОМ г. Общее количество составляет свыше 2000 студентов.
2009г Всего Хотят получить профессию «врач»960 Не имеют желания в получении какой либо профессии Хотели бы приобрести другие специальности, которые отсутствуют в КазНМУ Нравиться учиться на факультете ОМ Не нравиться учиться на факультете ОМ Хотели бы продолжить обучение на стоматологическом факультете Хотели бы продолжить обучение на фармацевтическом факультете 1464
Акцентуированные личности (заостренные или резко выраженные черты) 18%12%10%14% Интроверты12%9%8%10% Экстраверты43%42%34%28% Амбиверты (нормостеники) 55%49%58%62%
1. общеобразовательные школы (профориентационная работа в школах и психодиагностика) 2. профотбор среди студентов (иностранные студенты) 3. студенты 1 курса КазНМУ (профориентация, выбор специальности с учетом личностных особенностей, психологическое сопровождение)
Так как одним из важнейших звеньев в системе подготовки квалифицированных врачебных кадров считается организация приема в медицинские вузы студентов, обладающих определенными качествами необходимо организовать в КазНМУ при ЦКН отдел по профориентационной работе, который будет осуществлять единый планомерный процесс, ежедневную целенаправленную работу в школах, коллективах медицинских университетов и руководителей лечебно-профилактических учреждений.