Организация приема на обучение Требования Федерального закона Требования Федерального закона от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- при приеме на обучение по основным профессиональным образовательным программам по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующим должности, профессии или специальности ФЗ продляет срок действия результатов единого государственного экзамена (по действующему законодательству срок действия соответствующего свидетельства истекает 31 декабря года, следующего за годом его получения). По новому законодательству результаты ЕГЭ действительны четыре года, следующие за годом получения таких результатов. - минимальное количество баллов единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности или направлению подготовки, по которым проводится прием на обучение, в том числе целевой прием, устанавливается ООВО, если минимальное количество баллов единого государственного экзамена не установлено ее учредителем.
При приеме на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата и программам специалитета 273-ФЗ предусматривает возможность предоставления гражданам следующих особых прав: 1) прием без вступительных испытаний («олимпиадники», олимпийцы, а также чемпионы мира, чемпионы Европы, лица, занявшие первое место на первенстве мира, первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр по специальностям и (или) направлениям подготовки в области физической культуры и спорта). При этом соответствие профиля олимпиад (всероссийской, международных, олимпиад школьников) специальностям и (или) направлениям подготовки определяется образовательной организацией. 2) прием в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний (инвалиды). ООВО должна установить квоту приема в размере не менее чем десять процентов общего объема контрольных цифр приема, выделенных ей на очередной год, по специальностям и (или) направлениям подготовки. 2) прием в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний (инвалиды). ООВО должна установить квоту приема в размере не менее чем десять процентов общего объема контрольных цифр приема, выделенных ей на очередной год, по специальностям и (или) направлениям подготовки. 3) преимущественное право зачисления при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях; 4) прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования для обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Правом на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования гражданин вправе воспользоваться однократно.
5) иные особые права. Перечень категорий граждан, имеющих право на прием на подготовительные отделения (им также предоставляется преимущественное право зачисления) 1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 2) дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях; 3) граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства указанных граждан; 4) граждане, которые подверглись воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и на которых распространяется действие Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; 5) дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболеваний, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, в том числе при участии в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом;
6) дети умерших (погибших) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы; 7) дети сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных ими в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного ими в период прохождения службы в указанных учреждениях и органах, и дети, находившиеся на их иждивении; 8) дети прокурорских работников, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных ими в период прохождения службы в органах прокуратуры либо после увольнения вследствие причинения вреда здоровью в связи с их служебной деятельностью; 9) военнослужащие, которые проходят военную службу по контракту и непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых
составляет не менее трех лет, а также граждане, прошедшие военную службу по призыву и поступающие на обучение по рекомендациям командиров, выдаваемым гражданам в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба; составляет не менее трех лет, а также граждане, прошедшие военную службу по призыву и поступающие на обучение по рекомендациям командиров, выдаваемым гражданам в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба; 10) граждане, проходившие в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях и уволенные с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" - "г" пункта 1, подпунктом "а" пункта 2 и подпунктами "а" - "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"; 11) инвалиды войны, участники боевых действий, а также ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах"; 11) инвалиды войны, участники боевых действий, а также ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах"; 12) граждане, непосредственно принимавшие участие в испытаниях ядерного оружия, боевых радиоактивных веществ в атмосфере, ядерного оружия под землей, в учениях с применением таких оружия и боевых радиоактивных веществ до даты фактического прекращения указанных испытаний и учений, непосредственные участники ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах, непосредственные участники проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ, а также непосредственные участники ликвидации последствий этих аварий (военнослужащие и лица из числа вольнонаемного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, лица, проходившие службу в железнодорожных войсках и других воинских формированиях, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации и федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы);
13) военнослужащие, в том числе военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, выполнявшие задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, и указанные военнослужащие, выполняющие задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона. Преимущественное право зачисления в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении федеральных государственных органов, также предоставляется: выпускникам общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, находящихся в ведении федеральных государственных органов и реализующих дополнительные общеобразовательные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе. выпускникам общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, находящихся в ведении федеральных государственных органов и реализующих дополнительные общеобразовательные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе. Преимущественное право зачисления в военные профессиональные организации и военные образовательные организации высшего образования предоставляется: детям граждан, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы двадцать лет и более; детям граждан, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы двадцать лет и более; детям граждан, которые уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и общая продолжительность военной службы которых составляет двадцать лет и более.
Целевой прием. 1. Любая организация, осуществляющая образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, вправе проводить целевой прием (а не только государственные и муниципальные) в пределах контрольных цифр приема. 2. Квота целевого приема устанавливается учредителями организаций. 3. Целевой прием проводится на основе договора о целевом приеме, заключаемого соответствующей организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с заключившими договор о целевом обучении с гражданином органом или организацией. 4. Расширен перечень таких органов и организаций: федеральный государственный орган, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, государственное (муниципальное) учреждение, унитарное предприятие, государственная корпорация, государственная компания или хозяйственное общество, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования. 5. Существенными условиями договора о целевом приеме являются: - обязательства организации по организации целевого приема гражданина - обязательства органа или организации по организации учебной и производственной практики гражданина. 6. Существенными условиями договора о целевом обучении являются: - меры социальной поддержки, предоставляемые гражданину в период обучения органом или организацией, заключившими договор о целевом обучении (материальное стимулирование, оплата платных образовательных услуг, предоставление в пользование и (или) оплата жилого помещения в период обучения и другие меры социальной поддержки);
- обязательства органа или организации и гражданина соответственно по организации учебной, производственной и преддипломной практики гражданина, а также по его трудоустройству в организацию, указанную в договоре о целевом обучении, в соответствии с полученной квалификацией; - основания освобождения гражданина от исполнения обязательства по трудоустройству. 7. Санкции, применяемые к гражданину. Гражданин, не исполнивший обязательства по трудоустройству, обязан возместить в полном объеме органу или организации расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере относительно указанных расходов. 8. Санкции, применяемые к органу. Орган или организация в случае неисполнения обязательства по трудоустройству гражданина выплачивает ему компенсацию в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки.