« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов
« Начальная школа XXI века » - это система учебников ( учебно - методический комплект ) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Сформированность учебной деятельности школьника предполагает : умения учиться (« умею себя учить »), наличие развитых познавательных интересов (« люблю учиться, все интересно »), внутреннюю мотивацию (« понимаю, зачем учусь »), а также элементарные рефлексивные качества (« умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность »). Приоритетная цель – формирование самоконтроля и самооценки ученика.
1. Личностно - ориентированное обучение. 2. Природосообразность обучения. УМК « Начальная школа 21 века » построен на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах. 3. Принцип педоцентризма. 4. Принцип культуросообразности.
Типы уроков 1 тип. Учебное занятие первичного предъявления новых знаний и способов деятельности 2 тип. Учебное занятие формирования первоначальных предметных знаний и способов деятельности 3 тип. Учебное занятие комплексного применения знаний и способов деятельности 4 тип. Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности 5 тип. Учебное занятие проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности учащихся 5
Цели, ориентированные на развитие личности ребенка
Группы целей : 7 Цели, ориентированные на развитие личностно - смыслового отношения учащихся к изучаемому предмету ; Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности ; Цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры ; Цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры ; Цели, связанные с развитием у учащихся культуры самоуправления учебной деятельностью ; Цели, ориентированные на развитие информационной культуры школьников ; Цели, связанные с развитием коммуникативной культуры школьников ; Цели, ориентированные на развитие у школьников рефлексивной культуры.
Цели, ориентированные на развитие личностно - смыслового отношения к учебному предмету : 8 Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы ; Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.
Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности : 9 Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета ; Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры : 10 Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект ( текст, определение понятия, задачу и пр.); Обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты ; Содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте ( определении понятия, правиле, законе и др.); Обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты и др.
Цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры : 11 Содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания ( наблюдение, гипотеза, эксперимент ); Создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
Цели, связанные с развитием у школьников оргдеятельностной культуры ( культуры самоуправления учением ): Создать условия для развития у школьников умения работать во времени ; Содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
Цели, связанные с развитием информационной культуры учащихся : 13 Создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию ; Обеспечить у школьников развития умений составлять простой и сложный планы.
Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры школьников : 14 Создать условия для развития у школьников умения « приостановить » свою деятельность ; Обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты своей или чужой деятельности как целого ; Содействовать развитию у детей умения отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей действительности, ситуации взаимодействия ;
Предметные цели учебного занятия 15
- организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению фактов ( понятий, законов, положений и др.); - обеспечить закрепление понятий ; - обеспечить применение учащимися знаний и способов действий в разнообразных ситуациях ; - организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях ; - обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности ; - организовать деятельность учащихся по коррекции знаний и способов деятельности.
Основные этапы учебного занятия 1. Организационный этап 2. Этап проверки домашнего задания. 3. Этап актуализации субъектного опыта. 4. Этап изучения новых знаний и способов действий. 5. Этап первичной проверки понимания изученного 6. Этап закрепления новых знаний и способов действий 7. Этап применения знаний и способов действий 8. Этап обобщения и систематизации знаний. 9. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий 10. Этап коррекции знаний и способов действий 11. Этап информации о домашнем задании 12. Этап подведения итогов занятия 13. Этап рефлексии
Деятельность учителя направлена на одновременное решение двух задач : - обеспечить достижение каждым учеником обязательных результатов обучения ; - создать условия для развития всех детей, четко сознавая при этом, что они имеют различные познавательные интересы и потребности ( от любви до стойкого отвращения к предмету ), различные познавательные возможности ( к восприятию и запоминанию информации, глубине и скорости ее переработки и др.), различный исходный уровень общей подготовки и подготовки по предмету. 18
Основные особенности этапа актуализации субъектного опыта и введения нового материала Весь новый материал рассматривается со всеми учениками на традиционно высоком уровне. В ходе изучения нового явным образом выделяется материал, подлежащий обязательному усвоению. Дифференцированный подход осуществляется на основе - дифференциации требований к усвоению изучаемого материала ; - использования разной степени детализации в изложении материала ; - выбора стратегии изучения материала ; - сочетания различных способов представления информации. 19
Этап закрепления пройденного имеет приоритетное значение в учебном процессе Закрепление материала проводится с обязательным предъявлением образцов деятельности и начинается с решения самых простых типичных задач. Работа учащихся при закреплении организуется с учетом индивидуального темпа в усвоении материала. При закреплении материала полезна организация работы с " подвижными " группами. 20