ТЕМАТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «Улучшение качества и полноты сбора информации о миграции, проведение миграционного мониторинга и межгосударственного обмена информацией» Опыт Республики Молдова Москва, 3-4 июня 2010 года
Практика сбора информации о миграции населения 1. Административные источники 2. Статистические данные Государственный регистр населения МИРС Перепись населения База данных Министерства внутренних дел Обследование домашних хозяйств Ведомственный информационный ресурс – Автоматизированная информационно- интегрированная система «Миграция и Беженцы» 3. Специализированные исследования
Хранение и доступ к административным данным Acces WEB ГРН Представление информации в виде таблицi WEBportal
Источник Периодичность сбора Основные характеристики мигрантов 1ГРНполугодовая Распределение эмигрантов по полу и году рождения Распределение эмигрантов по полу, возрастным группам, семейному положению, уровню образования Распределение эмигрантов по полу, возрастным группам и странам назначения 2МВДквартальная Иммигранты (иностранные граждане): гражданство, национальность, цель приезда (работа, учеба, семейная иммиграция) Репатрианты: пол, национальность, страна Беженцы: пол, отдельные возрастные группы, страна 3ПС в режиме online (визуально) Данные о пересечении государственной границы, с указанием срока отсутствия в стране 4перепись Раз в 10 лет и более Детальная информация в территориальном разрезе по определенным характеристикам: пол, возраст, состояние в браке, уровень образования, причины миграции, длительность отсутствия, страна нахождения и д.р. 5ОРСежеквартально Данные дезагрегированы по полу, возрасту, уровню образования и местности 6 Модуль Миграция рабочей силы 2008 Дополнительные социально-демографические характеристики, касающиеся работающих мигрантов, с целью уяснения причин миграции за границу, способов, при чьей помощи осуществлен выезд, статуса нахождения за границей, проблем, возникающих за границей, занятий, вида деятельности и статуса в занятости, наличия трудового договора и социальной защиты и др. 7ОБДХежеквартально Причина отсутствия – на работе за границей. Характеристики: пол, возраст, уровень образования., семейное положение, срок отсутствия, страна, денежные переводы 8 МОМ – CBS_AXA Раз в 2 года Пол, возраст, страна назначения, факторы, влияющие на выезд за границу, стоимость выезда, денежные переводы, каналы, сбережения и их расходование
Качество данных Наличие границы с Приднестровьем, в следствие чего, вне учета остаются лица, выезжающие из Молдовы через Приднестровско - Украинскую границу. Отсутствие эффективной системы регистрации, которая бы стимулировала граждан сообщить о перемене местожительства согласно принятым правилам. Различия в методологических подходах в учете населения (определения, выборка) Недостаточная межведомственная координация
Масштабы миграции и основные характеристики мигрантов Фиксируемые миграционные потоки (2009 г) Эмигранты – 7 тыс., из них: 47% - мужчины и 53% - женщины; 77% - лица в трудоспособном возрасте. ¾ мигрантов меняют место жительства в пределах СНГ, выезжая, в основном, в Россию и Украину. 13% мигрантов выбирают место жительства в США и по 4% - в Израиле и Германии. Иммигранты – около 3 тыс., из них: 2/3 – мужчины. Трудовая иммиграция составляет 21 % и представлена, в основном гражданами Турции.
Трудовая миграция (по данным ОРС, дополнительный модуль) Трудовые мигранты – 318 тыс., которые последние 12 месяцев работали или были в поисках работы за границей. Мужчины, Женщины 62% 38% Возрастные группы, лет: Средний возраст трудового мигранта 21,2% 27,8% 27,0% 21,2% 35 лет Семейное положение: не состоит в браке состоит в браке 31,0% 61,3% Уровень образования: высшее среднее специальное профессиональное среднее общее 8,9% 13,6% 29,7% 47,5%
Мигранты по странам и полу (тысяч человек)
«Неучитываемые» миграционные потоки Много внимания уделяется снижению потоков нелегальной миграции Ужесточается контроль за деятельностью рекрутинговых агентств, занимающихся наймом на работу. Разработана соответствующая автоматизированная информационная система. Подписаны договора о реадмиссии граждан с такими странами как Чехия, Венгрия, Литва, Польша, Румыния, Украина, Норвегия, Италия и др. Обмен информацией: По данным Национального института статистики Италии на 31 декабря 2007г. в Италии находилось 68,7 тыс.граждан РМ, по данным ОРС в IV кв.2007 г.работало 61,8 тыс.граждан
Практическое использование собираемой информации 1. Для разработки соответствующих политик программ Национальная программа экономической поддержки молодежи, целью которой является облегчение доступа молодых предпринимателей к финансовым ресурсам, необходимым для открытия и развития собственного бизнеса, и стимулирование молодежи к созданию и развитию новых предприятий. Эта программа призвана дать возможность молодым людям открыть свое дело в Молдове, а не уезжать на заработки за рубеж. В настоящее время, в стадии доработки находится Правительственная «Программа привлечения в экономику денежных переводов» – новый инструмент привлечения и инвестирования денежных переводов с целью развития села и создания новых предприятий. Программа предусматривает мобилизацию людских и финансовых ресурсов молдавских мигрантов и их направление в развитие экономики Республики Молдова. Для разработки Стратеги демографической безопасности Республики Молдова 2. Министерство экономики – для расчета и анализа уровня бедности 3. Министерство образования – учет детей, оставшихся без надзора родителей 4. Вовлеченные министерства – в рамках обмена информацией через Автоматизированную информационно-интегрированную систему SIAMA 5. ЮНИСЕФ, ЕЭК ООН, Евростат, МОТ и др. международные организации 6. Научные круги, mass-media
Доступность информации Официальный сайт: Публикации: Статистический ежегодник Демографический ежегодник Миграция рабочей силы в Республике Молдова Женщины и мужчины на рынке труда в Республике Молдова Мужчины и женщины в Республике Молдова Условия инициирования и развития предприятий в Республике Молдова
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ 1. Оценка нерегулируемой миграции является наиболее проблематичной для демографов всех стран ввиду того, что категория мигрантов не учитывается в Регистрах, а переписи и обследования не обеспечивают полный охват. 2. Тем не менее, учитывая значение переписей населения в производстве данных о численности международных мигрантов, перепись следующего раунда должна реализовать все возможности для получения более качественной информации о международных мигрантах. 3. Выборочные обследования домашних хозяйств должны по- прежнему рассматриваться как средство заполнения существующих пробелов в имеющихся данных для измерения миграции и объемов денежных переводов. 4. Обмен данными на международном уровне чрезвычайно важен для лучшего понимания качества национальной статистики. Должны быть созданы механизмы реализации такого обмена на регулярной основе. На сегодняшний день – это самый эффективный способ.
Совершенствование миграционной статистики Координация деятельности органов центрального публичного управления, компетентных в области миграции Использование в национальной статистике международных концепций, классификаций и методов Развитие статистической методологии Организация обмена статистической информацией о численности мигрантов, в том числе трудовых