г. Астана, 25 февраля 2011 г. БЛИНОВ В.П. Заместитель Председателя Межотраслевого Совета в строительстве Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия.
РОССИЙСКИЙ СОЮЗ ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ РСПП – это более 100 отраслевых и региональных объединений, представляющих ключевые сектора экономики: РСПП объединяет свыше 320 тысяч представителей промышленных, научных, финансовых и коммерческих организаций во всех регионах России. Предприятия - члены РСПП, производят в совокупности более 60% ВВП России. ТЭК, Машиностроение, Инвестиционно - банковскую сферу, Оборонно-промышленный комплекс, Строительство, Химическое производство, Легкую промышленность, Пищевую промышленность, Сферу услуг
СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Администрация Президента Правительство России Федеральное собрание России Росстандарт, Министерства Региональные отделения РСПП Отраслевые союзы Промышленные предприятия и организации СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИТЕТА РСПП В годах Комитетом РСПП: Выполнено более 200 рассылок документов; Проведено обсуждение 153 проектов нормативных документов; в том числе: 60 проектов технических регламентов Таможенного союза, РФ и ЕврАзЭС (в 2011 г.). Получено 1490 экспертных заключений. Созданы экспертные группы для участия в экспертизе разрабатываемых регламентов Таможенного союза. 4
СТРУКТУРА КОМИТЕТА РСПП МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ СОВЕТЫ В СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ В СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ В МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ В ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ОБЛАСТИ ПРИКЛАДНОЙ МЕТРОЛОГИИ В СФЕРЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОВЕТ ПО АККРЕДИТАЦИИ КОМИТЕТ РСПП ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ, СТАНДАРТИЗАЦИИ И ОЦЕНКЕ СООТВЕТСТВИЯ СОВЕТ ПО АККРЕДИТАЦИИ
МИНПРОМТОРГ РОССИИ I II III IV СОВЕТ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И СТАНДАРТИЗАЦИИ СОВЕТ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И СТАНДАРТИЗАЦИИ РАБОЧИЕ ГРУППЫ СОВЕТ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И СТАНДАРТИЗАЦИИ ПРИ МИНПРОМТОРГЕ РФ 6
СРАВНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ И НАДНАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
АТАМЕКЕН РСПП БелАПП СОГЛАШЕНИЕ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ (15 марта 2011 г.) МЕМОРАНДУМ О сотрудничестве между Евразийской экономической комиссией и Белорусско-Казахстанско-Российским Бизнес-диалогом ( 15 июня 2012 г.) 8
Консультативный Комитет по техническому регулированию УЧАСТИЕ КОМИТЕТА РСПП В РАБОТЕ КОЛЛЕГИИ ЕЭК 9 Высший Евразийский Экономический Совет (на уровне глав государств) Высший Евразийский Экономический Совет (на уровне глав государств) Евразийская Экономическая Комиссия Совет Комиссии на уровне Заместителей Председателей Правительств Совет Комиссии на уровне Заместителей Председателей Правительств Коллегия Комиссии (возглавляет Христенко В.Б.) Коллегия Комиссии (возглавляет Христенко В.Б.) Члены коллегии (7 министров) Министр по техническому регулированию – Корешков В.Н. Члены коллегии (7 министров) Министр по техническому регулированию – Корешков В.Н. Департамент технического регулирования и аккредитации Бойцов В.Б. Департамент технического регулирования и аккредитации Бойцов В.Б. МЭРТ Минпромторг Росстандарт Минздрав Минсельхоз Комитет РСПП по техническому регулированию
1. Создать механизм ускоренного внесения изменений в технические регламенты таможенного союза. 2. Разработать программу по информированию широких кругов промышленности о применении технических регламентов и сопутствующих им документов. 3. Обеспечить полноправное участие промышленности в разработке, принятии и внедрении технических регламентов. 4. В области стандартизации разработать и утвердить закон РФ «О стандартизации». ДЛЯ УСПЕШНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА НЕОБХОДИМО
Разработать и утвердить ФЗ «О стандартизации», разрешающий, в соответствии с международной практикой, ссылки на стандарты и своды правил в законах, технических регламентах и других нормативных документах. Отсутствие этого закона делает невозможным реализацию задач, поставленных не только ФЗ 184 «О техническом регулировании», но и обеспечение современной нормативно- технической базы экономического развития России. ИЗ РЕШЕНИЙ КОНФЕРЕНЦИЙ И СЪЕЗДОВ РСПП: 11
1. Документы по стандартизации должны применяются непосредственно, либо путем ссылки на них в законодательных и нормативных правовых актах Российской Федерации и других нормативных документах. 2. Соблюдение требований документов по стандартизации или их отдельных положений должно становится обязательным: - для всех субъектов хозяйственной деятельности, если это установлено в законодательных и нормативных правовых актах Российской Федерации, нормативных документах федеральных органов исполнительной власти и технических регламентах; - для участников соглашения (контракта, договора) относительно разработки, изготовления или снабжения продукцией, оказания услуг, проведения работ, если приводится ссылка на документы по стандартизации; - для производителя или поставщика продукции (работ, услуг), если он принял декларацию о соответствии продукции (работ, услуг) документам по стандартизации или применил обозначение документов по стандартизации в маркировке, в эксплуатационной или иной конструкторской, проектной или технологической документации; - для производителя или поставщика, во всех перечисленных выше случаях и если его продукция (работы, услуги) сертифицирована или декларирована на соответствие требованиям документов по стандартизации. Предложения РСПП в проект ФЗ «О стандартизации» 12
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О СТАНДАРТИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Подтверждение соответствия (сертификация) ФЗ о надзоре за рынком. Форма (модули) оценки соответствия Аналогично приложению Z Национальные стандарты в условиях ВТО и ТС Статус обязательности и добровольности (ссылки в НПА) Национальные стандарты и инновации (ПНСТ) Арбитражный статус национальных стандартов ФЗ «Об аккредитации» ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА Регламент ЕС 765/2008 по аккредитации и надзору за рынком
14
15
БИЗНЕС И КОНТРАФАКТ, ФАЛЬСИФИКАЦИЯ Снижение рынка продаж Сокращение производства Потери прибыли КОНТРАФАКТНАЯ ПРОДУКЦИЯ Потеря имиджа Снижение рынка продаж Сокращение производства Потери прибыли ФАЛЬСИФИЦИРОВАНН АЯ ПРОДУКЦИЯ Взрывозащищенные двигатели НПАО «Электромаш». Поставка контрафактно-фальсифицированных электродвигателей на шахты Кузбасса и др. Вторичная металлопродукция. Воронеж. Капитальный ремонт канализации – 250 млн. руб. (9 км. труб – Б/У) Строительные материалы. Цемент. Олимпийские объекты в Сочи. Сотни тонн цемента из Турции ПРИМЕРЫ:
17 Сертификат ГОСТ Р – за руб.
Как происходит процесс производства контрафактного цемента? Цемент Навалом Золы Минеральный порошок, либо другие добавки (не всегда вяжущие) Прямая подделка Продукция частных произодителей Не брендированная продукция Схожий Дизайн Бумажные мешки из крафт бумаги, Получены с профильных комбинатов Точка продажи Локальный Дистрибутор Точка продажи Конечный потребитель Цементные силоса с клапаном для загрузки в мешкотару
Использование правовых методов борьбы с контрафактной продукцией ДействиеРезультат Выявление мест производства/фасовки контрафактной продукции и цепочки поставок до конечного потребителя. Разработана и передана в компетентные правоохранительные органы карта с указанием нелегальных производств, торговым компаниям занимающимся реализацией контрафактной продукции, подготовлено коммерческое предложение со стороны официальных производителей, а также подготовлено осведомительное письмо, разъясняющее ответственность за торговлю контрафактной продукцией. Уведомление всех производителей бумажных мешков, запрещающее прием заказа на изготовление не от собственников торговой марки. Производители мешков: (1)принимают заказ и начинают производство только после проверки заказчика на использование торговой марки; (2)информируют собственника торговой марки в случае нарушения его прав. Организация рабочих групп с местными правоохранительными органами по вопросам контрафакта Интеграция правоохранительных органов в «анти-контрафактный конвейер». Лоббирование ужесточения ответственности за контрафактУжесточение анти-контрафактного законодательства (в настоящее время – в основном административная ответственность) 19
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ, вводящих приобретателя в заблуждение в случаях: Приравнять к мошенничеству и установить ответственность в зависимости от тяжести последствий! Несоответствия качества продукции (услуг) требованиям стандарта при наличии ссылок на него в маркировке или сопроводительной документации Несоответствия требованиям безопасности при маркировке продукции знаком обращения Использования сертификатов, протоколов испытаний и документов (лицензий) к видам работ, приобретенных и выданных с нарушением законов, правил и стандартов Преднамеренного использования при изготовлении продукции и при выполнении работ (оказании услуг) контрафактных, фальсифицированных и некачественных изделий и материалов, не соответствующих требованиям проектной (конструкторской) документации и стандартам
ВЫВОДЫ: 21 1.Невозможно обеспечить безопасность товаров, строительных материалов и продуктов питания без жесткого надзора за рынком и контроля за их качеством. 2. Контрафактная и фальсифицированная продукция убивает не только нас и наших детей, но и добросовестный бизнес, а в конечном итоге – экономику страны!
РАБОЧАЯ ГРУППА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ КРУГЛОГО СТОЛА ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ И ЕС 1.Инновации 2.Строительство 3.Энергетика 4.Лесная промышленность 5.Транспорт 6.ИТ, телекоммуникации и космос 7.Финансовые услуги Др. Дмитрий Пумпянский, ОАО «ТМК» Координатор: A. Лоцманов, РСПП Др. Ханс-Йорг Грундманн, Сименс АГ Координатор М. Райгл Вопросы технического регулирования, подотчетные СИМЕНС Цели РГ8КСП: Сформулированы в Требованиях и приоритетах промышленности по гармонизации технического регулирования России-ЕС: 2 1 Круглый стол Промышленников Россия- ЕС 8. Техрегулирование Сотрудничество по гармонизации технического законодательства и снижению технических барьеров Стремление к единому рыночному пространству Россия-ЕС. 22
CОВЕТ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ «БИЗНЕС-ДИАЛОГА» И ORGALIME 23 Совет по техническому регулированию Инициатива SIEMENS AG и Schneider Electric о создании совета по техническому регулированию в целях продолжения работы, начатой в рамках РГ 8 КСП, и расширения данной инициативы на территорию Таможенного Союза, была поддержана РСПП, БЕЛАПП и «Союз «Атамекен».
СОЗДАНИЕ СОВЕТА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ 24 Создание Совета «Бизнес-диалога» и ORGALIME позволит: 1.Продолжить работу по гармонизации законодательства Таможенного союза и ЕС, начатую в рамках РГ 8 КСП. 2.Установить новые связи и расширить сотрудничество по разработке, согласованию и гармонизации стандартов и процедур оценки соответствия. 3.Осуществлять поддержку межгосударственной стандартизации на международном уровне и в технических комитетах ИСО, МЭК, СЕН и СЕНЕЛЕК. 4.Способствовать упрощению и синхронизации процедур экспорта и импорта продукции между двумя экономическими союзами. 5.Укрепить позиции компаний стран Таможенного союза на европейском рынке.
25
СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 26