Модельный закон о конкуренции стран ЕЭП – как основа гармонизации национальных законодательств город Астана, 2013 год Агентство Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство )
Анализы товарных рынков СЛАЙД 1 По результатам анализов в Правительство РК и отраслевые государственные органы внесено 18 предложений, из них к реализации принято 7 предложений.
Выявление нарушений антимонопольного законодательства За 8 месяцев 2013 года завершено 78 расследований Из них с выявлением нарушений 72 расследования в том числе в отношении государственных органов – 27 субъектов рынка - 45 Сумма штрафа в бюджет составила тенге СЛАЙД 2 Сумма штрафа в бюджет составила 181,8 млн. тенге
Контроль за экономической концентрацией СЛАЙД 3
Модельный закон о конкуренции СЛАЙД 4 Новшества Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам конкуренции» от 24 марта 2013 года 1.Увеличено пороговое значение признания субъектов рынка группой лиц - с 25 % на 50% акций (долей участия). 2. Введен уведомительный порядок на 2 вида сделок экономической концентрации из Увеличено в 5 раз пороговое значение совокупного объема реализации товаров, при котором сделка признается экономической концентрацией. 4. Установлен ряд освобождений субъектов-доминантов, от существующих ограничений в случае реализации продукции через товарные биржи. 5. Установлена ответственность за антиконкурентные действия на лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, и лица, приравненные к ним, а также на местные исполнительные органы. 6. Исключена процедура предварительного рассмотрения сведений нарушений антимонопольного законодательства.
Модельный закон о конкуренции СЛАЙД 5 Приняты: 1) Методика оценки состояния конкуренции; 2) Методика определения монопольно высоких (низких) цен; 3) Методика расчета и порядок наложения штрафов за нарушения правил конкуренции; 4) Критерии отнесения рынка к трансграничному; 5) Порядок рассмотрения заявлений (материалов) о нарушении правил конкуренции; 6) Порядок расследования нарушения правил конкуренции; 7) Порядок рассмотрения дел о нарушении правил конкуренции; 8) Порядок подачи и рассмотрения обращений Сторон по фактам введения государственного ценового регулирования; 9) Порядок взаимодействия, в том числе информационного, ЕЭК и уполномоченных органов Сторон. На стадии согласования: 10) Правила рассмотрения Евразийской экономической комиссией заявлений потребителей о нарушении их прав и интересов действиями организаций железнодорожного транспорта по изменению уровня тарифов по перевозке грузов. На стадии обсуждения: 11) Соглашение, определяющее порядок защиты конфиденциальной информации и ответственности за ее разглашение 12) Модельный закон о конкуренции Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции
Модельный закон о конкуренции СЛАЙД 6 Государство участвует в предпринимательской деятельности в целях решения социально-экономических задач, определяемых потребностями общества и государства в следующих случаях: - отсутствия иной возможности обеспечения национальной безопасности, обороноспособности государства или защиты интересов общества; - использования стратегических объектов, находящихся в государственной собственности; - наличия общественной потребности в производстве товаров в тех сферах и областях общественного производства, в которых отсутствует конкуренция, либо недостаточно развита конкуренция. Контроль за участием государства в предпринимательской деятельности (Отличительные особенности законодательства Республики Казахстан Норма предусмотрена Законом РК о конкуренции) Контроль за участием государства в предпринимательской деятельности (Отличительные особенности законодательства Республики Казахстан Норма предусмотрена Законом РК о конкуренции) Модельный закон о конкуренции Антиконкурентные соглашения. Виды запрещенных действий в Модельном законе Подлежат признанию картелем и запрету соглашения между хозяйствующими субъектами- конкурентами, осуществляющими продажу либо приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к: - установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок; - повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; - разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); - сокращению или прекращению производства товаров; - отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками)
Модельный закон о конкуренции Координационный совет по конкуренции стран ЕЭП и Евразийской экономической комиссии СЛАЙД 7 Совместные рабочие группы по основным направлениям в области конкурентной политики: -обеспечение соблюдения запрета на недобросовестную конкуренцию (ЕЭК); -обеспечение соблюдения запрета на антиконкурентные соглашения (ЕЭК); -обеспечение запрета на злоупотребление доминирующим положением и т.д. (ЕЭК); -оценка регулирующего воздействия на конкуренцию нормативных правовых актов Сторон (ЕЭК); -адвокатирование конкуренции (Беларусь); -сокращение необоснованного государственного участия в экономиках государств-членов ЕЭП (Казахстан); -контроль экономической концентрации (слияния и поглощения) (Россия).
Евразийская организация сотрудничества по конкуренции СЛАЙД 8 Преимущества политического характера: Преимущества политического характера: -Благоприятное воздействие на имидж Казахстана -Создание эффективной информационной среды для отечественного бизнеса Преимущества экономического характера: -Обеспечение недискриминационного доступа на товарные рынки и соблюдения прав предпринимателей, как на территории Казахстана, так и других стран членов ЕОСК -Увеличение поступлений в бюджет Преимущества социального характера: -Снижение риска повышения уровня безработицы в Казахстане; -Повышение образовательного потенциала.
Совершенствование механизма нормативно- правового регулирования СЛАЙД 9 Оценка воздействия РН на конкуренцию (ОВК), в рамках АРВ 1-этап Собственная (внутренняя) оценка РН органом- разработчиком по «Методике простых вопросов» 2 этап Анализ регуляторной нормы со стороны антимонопольного органа 3-этап Мониторинг антимонопольным органом регулярной базы, а также деятельности госорганов по собственной оценке РН Принятие решения о направлении РН на согласование антимонопольного органа Широкое обсуждение РН с привлечением экспертов, аккредитованных организаций, на интернет- ресурсе Оценка деятельности госорганов Действующая нормативная правовая база (регуляторные нормы) Предложения о пересмотре принятого НПА (РН)
Сокращение необоснованного государственного участия в предпринимательской деятельности СЛАЙД 10
Действующая система закупок Республики Казахстан Республики Казахстан СЛАЙД 11 Гос. закупки 1 Закупки фонда «Самрук Казына» 2 Закупки иных нац. компаний 3 Закупки недропользователей 4 Закупки субъектов естественных монополий 5 Закупки лекарственных средств 6 ГУ, гос. предприятия, АО, ТОО со 100% участием государства Группа компаний входящих в состав Самрук-Казына (около 600 компаний) КазАгро, Зерде, Парасат, … Недропользователи Субъекты естественных монополий ТОО «СК-Фармация»
Предлагаемая схема закупок СЛАЙД 12 Типовой закон о закупках Закон «О гос. закупках» Правила закупок Фонда Самрук- Казына Правила закупок нац. Компаний Правила закупок недропользо- вателей Правила закупок СЕМ Правила закупок ТОО «СК-Фармация» Вышеперечисленные правила закупок должны соответствовать единым подходам и принципам проведения закупок установленным в Типовом законе о закупках
Действующая в Казахстане схема формирования Реестра-доминантов Анализ товарных рынков (занимает 2 месяца) Предложения по включению и исключению субъектов из РЕЕСТРА Методи- ческий совет Правление с участием представите- лей от Правительства РК Приказ, постанов- ление и направление выписок субъектам рынка и регуляторам Судебные обжало- вания решений о включении в РЕЕСТР занимают 5-18 месяцев (32% в 2012 году) НЕДОСТАТКИ наложение на субъектов рынка определенных обязательств и ограничений вплоть до государственного ценового регулирования; Несвоевременное реагирование на нарушения антимонопольного законодательства; Необходимость повторного проведения анализа товарного рынка при изменении доли субъекта доминанта и по результатам обжалования суда; СЛАЙД 13
Сокращение сфер естественных монополий СЛАЙД 14 по хранению, транспортировке газа или газового конденсата по магистральным и (или) распределительным трубопроводам, эксплуатации газораспределительных установок и связанных с ними газораспределительных газопроводов по транспортировке нефти и (или) нефтепродуктов по магистральным трубопроводам по передаче и (или) распределению электроэнергии по производству, передаче, распределению и (или) снабжению тепло энергией по технической диспетчеризации отпуска в сеть и потребления электрической энергии, по организации балансирования производства-потребления электрической энергии общедоступные услуги почтовой связи водохозяйственной и (или) канализационных систем услуги железнодорожных путей с объектами железнодорожного транспорта по договорам концессии, магистральных железнодорожных сетей подъездных путей портов, аэропортов телекоммуникаций, за исключением универсальных услуг телекоммуникаций аэронавигации по предоставлению в имущественный найм (аренду) или пользование кабельной канализации и иных основных средств, технологически связанных с присоединением сетей телекоммуникаций к сети телекоммуникаций общего пользования
Благодарим за внимание! город Астана, 2013 год Агентство Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство)