Реализация системно- деятельностного подхода в обучении на уроках химии Исраилова Наталья Александровна, учитель химии и биологии МБОУ-СОШ 1
«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по её усвоению» В.Г.Белинский «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения» Г. Лихтенберг
Школа не должна научить на всю жизнь, школа должна научить учиться всю жизнь. Информационная функция образования перестаёт быть приоритетной определяющей становится функция развития человека, подготовки его к пониманию новых ситуаций, к выработке стратегий нешаблонных действий, способности к перестройке собственных способов работы
Системно-деятельностный подход позволяет реализовать дидактические принципы, которые сформировались в системе развивающего обучения ломает привычные стереотипы подготовки и проведения уроков меняет саму систему взаимоотношений «учитель – ученик»
Как подготовиться к уроку? Какой должна быть структура урока? Как добиться того, чтобы дети включились в самостоятельную деятельность, а не ждали, пока учитель всё расскажет сам?
Базовая модель Агапова И.Г. 1. Вызов 1.1 Собственно вызов. 1.2 Актуализация знаний. 2. Осмысление 2.1 Постановка учебной задачи. 2.2 Открытия нового знания. 2.3 Составление алгоритма. 2.4 Первичное закрепление. 3. Рефлексия 3.1 Самостоятельная работа – самоконтроль. 3.2 Собственно рефлексия.
Эта модель урока имеет ряд позитивных моментов: - реализация всех дидактических принципов развивающего обучения; - использование многих современных технологий, в том числе информационно-коммуникативной технологии и технологии модульного обучения; - использование различных видов деятельности; - составление алгоритма действий; - использование различных оценочных шкал; - большая накопляемость оценок.
Недостатки данной модели: малый объём информации, охватываемый одним уроком; большой объём дидактического материала к одному уроку и, как следствие, затруднения в применении рассматриваемой модели на каждом уроке.
Приоритетной задачей образования является совершенствование методики формирования следующих видов деятельности: познавательной деятельности информационно-коммуникативной деятельности рефлексивной деятельности
Основная задача стадии «Вызов» заключается в том, что тему урока учитель не сообщает, а пытается, используя различные приёмы, добиться от учащихся самостоятельной формулировки темы или постановки проблемы.
Существует несколько методик самостоятельного подхода к определению темы урока: Наиболее простым является приём «Вставь пропущенное слово» Эксперимент Составление кластера «Мозаика»
Вторая стадия урока – «Осмысление» Например: - классифицируйте и укажите основание для классификации; - сравните; - обобщите объекты; - продолжите ряд, фразу; - дополните ряд, определение; - определите лишний элемент в данном ряду, объясните причину выбора; - установите соответствие между процессами, явлениями; - установите последовательность этапов, процессов, явлений.
Заключительный этап «Рефлексия». Формы проведения рефлексии: 1. «Вырази своё отношение к полученным знаниям» 2. «Задай вопрос, который остался невыясненным в ходе изучения нового материала» 3. Тест «Я знаю (умею) / Я не знаю (не умею)» 4. Синквейн
Системно-деятельностный подход Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.