Практическая реализация стандартов второго поколения (формирование УУД: первый опыт и проблемы) Баронова Галина Ивановна, зам. директора по УВР МОАУ «СОШ 4 г. Орска»
Виды УУД
Программа формирования УУД Личностные самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка) смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания») морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков) Регулятивные управление своей деятельностью контроль и коррекция инициативность и самостоятельность Познавательные работа с информацией работа с учебными моделями использование знако-символических средств, общих схем решения выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий подведения под понятие Коммуникативные речевая деятельность навыки сотрудничества
внутренняя позиция; мотивация; нравственно- этическая оценка. Личностные УУД
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; самооценка события, происшествия; дневники достижений и др.
Типовые задания в развитии личностных УУД Методика «Беседа о школе» Описание задания: ученик должен ответить на вопросы Методика «Кто Я?» Рефлексивная самооценка учебной деятельности учащимся предлагается в свободной форме письменно ответить на вопросы: Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы
целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Регулятивные УУД
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; взаимный диктант (метод М.Г. Булановской); диспут; заучивание материала наизусть в классе; «ищу ошибки»; КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему) и др.
Типовые задачи в развитии регулятивных УУД Комбинаторные умения Проба на внимание
Познавательные УУД Общеучебные Логические постановка и решение проблем
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий: «найди отличия» (можно задать их количество); «на что похоже?»; поиск лишнего; «лабиринты»; упорядочивание; «цепочки»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями;
Типовые задания познавательных УУД Методика «Кодирование» Проба на определение количества слов в предложении
УУД умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками управление поведением партнёра постановка вопросов разрешение конфликтов Коммуникативные УУД
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда; «отгадай, о ком говорим»; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д. Типовые задачи в развитии коммуникативные УУД Задание «Дорога к дому»
Диагностика личностных УУД: Методика 1 «Лесенка» Методика 2 Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой Диагностика регулятивных УУД: Методика 3 «Тест простых поручений» Диагностика познавательных УУД: Методика 4 Исследование словесно-логического мышления Диагностика коммуникативных УУД: Методика 5 «Рукавички» (Г.А.Цукерман) Методика 6 «Карта наблюдений»
Диагностика личностных УУД: Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребёнка Методика «Кто я?» Методика «Какой я?» Диагностика регулятивных УУД: Методика «Как поступить?» Анкетирование учащихся (сост. Н.Ю. Яшина) Диагностика познавательных УУД: Методика «Логические задачи» Методика «Нахождение схем к задачам» Диагностика коммуникативных УУД: Методика «Ковёр» Задание «Дорога к дому»
Особенности поведения обучающихся 2 «Б» класса
Особенности эмоциональной сферы обучающихся 2 «Б» класса
Особенности общения со взрослыми.
Особенности общения со сверстниками
Особенности общения со сверстниками (деловое)
Особенности мотивов Особенности мотивов
Виды мотивов
Уровни школьной мотивации
Риски: Организация самостоятельно от общего учебного процесса сопровождения стандартов II поколения. Отсутствие единого подхода в рамках ГМО учителей начальных классов методики диагностирования УУД