Концептуальные подходы к стандартизации в профессиональном образовании к созданию практико ориентированных модульных программ высшего образования ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Блинов Владимир Игоревич, Руководитель Центра профессионального образования, доктор педагогических наук, профессор
Комплексные изменения сферы профессионального образования общение с клиентами и заказчиками изменения рынка труда автоматизация производства размывание границ между профессиями Профессиональная мобильность Квалификационные требования к работнику Международное сотрудничество ЗУН
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 309-ФЗ от 1 декабря 2007г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры ГОС» Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты 1.В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Заменить слова «государственные образовательные стандарты» словами «федеральные государственные образовательные стандарты»
4 Особенности ФГОС Структура ФГОС: Требования к результатам освоения ОПОП Требования к структуре ОПОП Требования к условиям реализации ОПОП Вариативная часть ОПОП: не менее 30% - ФГОС СПО не менее 20% - ФГОС НПО Используется: на введение новых компетенций, модулей и междисциплинарных курсов, дисциплин на увеличение объема времени на дисциплины и модули обязательной части ФГОС Разработка основных профессиональных образовательных программ совместно с работодателями
Причины обновления ФГОС СПО и НПО СОДЕРЖАНИЯ От минимума СОДЕРЖАНИЯ РЕЗУЛЬТАТА К минимуму РЕЗУЛЬТАТА ИЗМЕНЕНИЕ ОБЪЕКТА СТАНДАРТИЗАЦИИ Содержание изменчиво Содержание преподавания – это не результат образования Это набор компетенций выпускника («готовностей» к выполнению определенных деятельностных функций)
6 Особенности ФГОС Дисциплинарный подход - при освоении умений, знаний ОГСЭ, ЕН циклов, а также общепрофесиональных дисциплин Профессионального цикла: Модульный подход - при освоении профессиональных компетенций по видам профессиональной деятельности при освоении вида профессиональной деятельности используется учебная и производственная практика
7 Особенности ФГОС Два направления оценки качества подготовки обучающихся и выпускников: Оценка уровня освоения дисциплин, междисциплинарных курсов, тем междисциплинарных курсов Аттестация по профессиональному модулю как освоение вида деятельности посредством оценки профессиональных компетенций обучающихся при ведущей роли работодателей
Статья 93. Государственная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность 1. ГА проводится в отношении организаций, реализующих основные обр. программы, к которым установлены ФГОС или разработаны образовательные стандарты, установленные университетами. Целью ГА является подтверждение соответствия ФГОС качества образования по реализуемым основным обр.программам. 3. … При проведении ГА ОПОП аккредитационный орган принимает решение о ГА или об отказе в ГА в отношении каждой укрупненной группы профессий, направлений подготовки и специальностей, к которой относятся заявленные для ГА ОПОП. Все ОПОП, реализуемые в аккредитованной организации (филиале) в соответствии с лицензией и относящиеся к аккредитованным укрупненным группам профессий, направлений подготовки и специальностей являются аккредитованными. …
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНО- ГУМАНИТАРНЫЙ И ЕСТЕСТВЕННО- НАУЧНЫЙ ЦИКЛЫ ФГОС-3 - ФГОС-4 ФГОС-3 - ФГОС % ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ 20-30% ФГОС СПО -3 ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНО -ГУМАНИТАР НЫЙ И ЕСТЕСТВЕНН О-НАУЧНЫЙ ЦИКЛЫ % ОБЩЕ ПРОФЕССИО НАЛЬНЫЙ ЦИКЛ 60-70% ФГОС СПО -4
Взаимосвязь профессиональных и образовательных стандартов. Классификатор видов экономической деятельности Рынок труда Сертификация квалификаций Вид экономической деятельности Оценка уровня образования и квалификации Классификатор образовательных программ Профессиональный стандарт (трудовые функции, требования к компетенции) Образовательный СТАНДАРТ И ПРОГРАММЫ (содержание обучения, результаты, условия)
ИТОГИ ЭКСПЕРИМЕНТА ПБ (2013) ПБ – программа высшего образованияПБ – программа высшего образования Модульность, междисциплинарность, ориентация на потребности экономикиМодульность, междисциплинарность, ориентация на потребности экономики Сетевой принцип реализацииСетевой принцип реализации Вовлечение в образовательный процесс работодателейВовлечение в образовательный процесс работодателей Эффективность целевого заказаЭффективность целевого заказа Повышение мотивации пед.кадров и студентовПовышение мотивации пед.кадров и студентов Развитие вариативности программ (моделей их реализации)Развитие вариативности программ (моделей их реализации) РИСКИ Неразработанность механизмов контроля и оценки качества образования Неразработанность механизмов контроля и оценки качества образования ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ЭКСПЕРТОВ РОСОБРНАДЗОРА ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ ПК
ИЗМЕНЕНИЕ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВПО МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, СЛОЖИВШАЯСЯ В ЛУЧШИХ ПРАКТИКАХ ЭКСПЕРИМЕНТА, РАСПРОСТРАНИМА НА ВСЮ СИСТЕМУ ВПО ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОФИЛЕЙ ВПО ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ НА УРОВНЯХ БАКАЛАВРИАТА И МАГИСТРАТУРЫ
Проект концепции формирования практико ориентированных модульных программ ЦЕЛЬ: обеспечить студенту выбор образовательной траектории; снижение сроков адаптации (доучивания); возможность целевой подготовки Особенности: МОДУЛЬНОСТЬ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ, доп.квалификация; дидактические стратегии (практика для лучшего усвоения знаний; знания для успешной практической деятельности) ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПС МАССОВЫЙ ПРОФИЛЬ ЦЕЛЕВОЙ ЗАКАЗ СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТИЕРАБОТОДАТЕЛЯ УЧАСТИЕ РАБОТОДАТЕЛЯ ГЧП КЦППОАК КЦП? ?? СРОКИ ОБУЧЕНИЯ УЧАСТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СПО ФОРМУЛИРОВКА КВАЛИФИКАЦИИ