Литературная викторина
Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху- Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский. Если бы он был жив, ему исполнилось бы 130 лет. Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков. Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок. С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, дедушки и бабушки не представляли своего детства без сказок Корнея Чуковского! Сегодня мы встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.
I тур
Какими словами оканчивается строчка? Назовите сказку. Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор… Вдруг из подворотни - Страшный великан, Рыжий и усатый … Я – Великий Умывальник Знаменитый… Умывальников начальник И мочалок командир. В Африке разбойник, В Африке злодей, В Африке ужасный…
Веселится народ- Муха замуж идёт За лихого, удалого Молодого… Солнце по небу гуляло И за тучку забежало. Глянул заинька в окно, Стало заиньке… Нет – нет! Соловей Не поёт для свиней Позовите-ка лучше… А посуда вперёд и вперёд По полям, по болотам идёт. И чайник сказал утюгу - Я больше идти… А за ним – то народ И поёт, и орёт: - Вот урод, так урод! Что за нос, что за рот! И откуда такое…
II тур
Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена? Айболит – Бармалей - Федора – Каракула - Мойдодыр - Тотошка, Кокошка – Цокотуха – Барабек – Рыжий, усатый великан - Доктор Разбойник Бабушка Акула Умывальник Крокодильчики Муха Обжора Таракан
III тур
1.Как звали МУХУ ? 2. Бабушка грязнуля … 3. Как звали сестру Айболита? Злая … 4. Как звали КАРЛИК … ? 5. Да здравствует мыло душистое, полотенце пушистое,и зубной порошок и густой … 6.И мне не надо ни мармелада, ни шоколада, а только маленьких детей! Кому принадлежат эти слова? 7. Целый день Мойдодыр его чистил и мыл, но не смыл он, не смыл этих черных … 8. Не желаем больше крякать. Кто это? 9.Кто просил к ужину дюжину новых и сладких галош ? 10. Я - Великий Умывальник знаменитый … 11. Как звали собаку ? 12. Дали Мурочке тетрадь, стала Мура … 13. Как звали попугая ? 14. Садись на меня, Айболит, и, как большой пароход, тебя повезу я вперед... Кто говорил эти слова ? 15. Как звали доктора ? 16. Кто автор всех этих героев?
Вопросы болельщикам - В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? - Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? -Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? -- В какой сказке прославляют воробья? - Назовите сказки, главную мысль которых можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» - Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон» - На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? - Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? - В каких сказках героем является крокодил?
Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся глаза и удивительная лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. Он отличался большим трудолюбием. «Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей».
IV тур
Был белый дом, Чудесный дом, И что – то застучало в нём. И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо – Такое тёплое, такое пушистое и золотистое. Красные двери в пещере моей, Белые звери сидят у дверей. И мясо, и хлеб – всю добычу мою - Я с радостью белым зверям отдаю! Ах, не трогайте меня: Обожгу и без огня! Паровоз без колёс! Вот так чудо – паровоз! Не с ума ли он сошёл - Прямо по морю пошёл! Мудрец в нём видел мудреца, Глупец – глупца, баран – барана, Овцу в нём видела овца, И обезьяну – обезьяна. Но вот подвели к нему Федю Баратова, И Федя неряху увидел лохматого. Хожу – брожу не по лесам, А по усам, по волосам, И зубы у меня длинней, Чем у волков и медведей.
V тур
Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев Б Р М Л Й Ц К Т Х М Й Д Д Р Ф Д Р Й Б Л Т Т Р К Н Щ К Р К Л К Р К Д Л Б Р Б К Г П П П Т М
Соедини героя сказки с поступком, который он совершил АйболитЗажгли море ВоробейПроглотил солнце КрокодилПомыла свою посуду КомарВернул солнце на небо ФедораПотушила море МедведьСпас Муху – Цокотуху БабочкаСъел таракана ЛисичкиВылечил зверей
Детским поэтом и сказочником К. Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. К. Чуковский вёз его в поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как – нибудь развлечь его, отец стал сочинять ему сказку: Жил да был крокодил, Он по улицам ходил. Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Ещё много раз мы будем встречаться с произведениями К. И. Чуковского. В старших классах вы познакомитесь с Чуковским-переводчиком. Он перевёл с английского «Приключения барона Мюнхаузена», «Приключения Робинзона Крузо», «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий», «Рикки – Тикки – Тави» и другие книги.