Н.М.Назарова ГБОУ ВПО Московский городской педагогический университет
Организационно-педагогические условия СИСТЕМНОСТЬ НЕПРЕРЫВНОСТЬ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ РЕАЛИСТИЧНОСТЬ УПРАВЛЕНИЕ инклюзивными процессами КАДРОВАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ
Системность, непрерывность и преемственность как условие успешности включения ребенка в инклюзивный процесс Дошкольное образование – звено 2 в системе психолого- педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями и его семьи. Звено 1 – ранняя комплексная медико-психолого-педагогическая помощь ребенку и психолого-педагогическое сопровождение семьи Звено 3 – школа Непрерывность и преемственность обеспечиваются: Работой в семье и с семьей с момента диагностики нарушения в развитии ребенка(надомное визитирование; ресурсы к ребенку, а не ребенок к ресурсам) Наличие постоянного семейного консультанта-дефектолога (по профилю нарушения), обеспечивающего сопровождение развития ребенка и формирование абилитационной компетентности родителей до поступления ребенка в школу и адаптации в ней.Тьюторы (!!!)
Реалистичность Понимание возможностей, границ и ограничений в инклюзивных процессах: - не все дети с ограниченными возможностями могут быть включены в инклюзивное обучение (речевые нарушения, аутизм, тяжелые и множественные нарушения, значительные поведенческие нарушения) - Ребенок должен быть подготовлен к включению в инклюзивный процесс (ранняя абилитация и коррекция, сформированная готовность семьи к активному сотрудничеству);инклюзивное обучение возможно только при постоянном активном участии родителей - ребенок с ограниченными возможностями по своим учебным достижениям может и не достигнуть уровня обычных детей в инклюзивном классе (группе), поэтому у родителей должно быть сформировано реалистичное представление о возможностях и потенциальных достижениях ребенка. Родители должны быть включены в процесс пребывания ребенка в диагностической группе, осознать и принять полученные диагностические результаты; осознанно участвовать в построении образовательной траектории ребенка в период «детский сад-школа»; совместно с ДОУ и консультантом-дефектологом принять реалистичное решение по выбору вида школы.
Управление инклюзивными процессами возможно тогда, когда, предоставив родителям право выбора, мы, педагоги и психологи, делаем вместе с ними этот выбор КОМПЕТЕНТНЫМ и ОТВЕТСТВЕННЫМ. Родителям должна быть предоставлена для выбора ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА, для этого необходимо сменить ИМИДЖ специального (коррекционного) образовательного учреждения: ОТКРЫТОСТЬ, СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ, МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ, РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРНАЛЬНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Возможные направления деятельности специальной (коррекционной)школы как ресурсного центра инклюзивного обучения Реализация индивидуальных адаптированных образовательных программ для разных категорий детей с особыми образовательными потребностями Методический центр сопровождения инклюзивного образования Методический центр сопровождения семейного образования детей с ОВЗ Центр дистанционного обучения детей с ОВЗ Центр ранней психолого-педагогической помощи детям с риском нарушений психофизического развития и их семьям Группы кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста с ОВЗ Лекотека Коррекционно-развивающий центр дневного пребывания для нетрудоспособной молодежи с ОВЗ Интернальные интеграционные классы, группы для детей с проблемами в развитии и обучении Интегрированные группы продленного дня для учащихся начальных классов близлежащих массовых школ Центр обучения жестовому языку Центр оказания логопедических, психологических и иных коррекционных услуг населению
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В действующем ФГОС подготовки бакалавра дошкольного образования не предусмотрена подготовка к работе в условиях инклюзии (не заложено формирование ни одной соответствующей компетенции). Проблему можно частично решать за счет магистерских программ, обеспечивающих подготовку остродефицитных специалистов для психолого- педагогического сопровождения детей младенческого раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями и их семей: - специалисты-дефектологи по ранней помощи - специалисты-дефектологи надомного визитирования (это могут быть семейные дефектологи-консультанты), а также путем внесения соответствующих дополнений и изменений во ФГОС следующего поколения.
Механизмы внедрения Включение и нормализация функционирования подсистемы «семья» (готовность к сотрудничеству и реалистичность запросов) Обеспечение непрерывного и квалифицированного сопровождения семьи (раннее комплексное сопровождение, надомное визитирование, постоянный консультант-дефектолог) Смена имиджа и расширение функционала специального (коррекционного) образовательного учреждения Обеспечение новых сфер деятельности, связанных с инклюзивным обучением, соответствующими специалистами-профессионалами.