L o g o Козленя Г.Г. Личностное развитие обучающихся средствами внеурочной деятельности: за процессом не потерять результат 1
L o g o Цель внеурочной деятельности: 2 создание условий для самоопределения и самореализации личности ребёнка на основе свободного выбора, постижения духовно- нравственных ценностей и культурных традиций.
L o g o Внеучебная (внеурочная) деятельность школьников 3 это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми. Часы используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.
L o g o Основные задачи: Выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности; Оказание помощи в поисках себя; Создание условий для индивидуального развития ребёнка в избранной сфере внеурочной деятельности; Формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности; Развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей; Создание условий для реализации приобретённых знаний, умений и навыков; Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; Расширение рамок общения с социумом. 4
L o g o 5 соответствие возрастным особенностям обучающихся; свободный выбор курсов на основе личных интересов и склонностей семьи и ребенка; сочетание индивидуальных и коллективных форм работы; связь теории с практикой; доступность и наглядность; опора на традиции и ценности воспитательной системы школы Принципы организации внеурочной деятельности::
L o g o Диагностика позволяет выделить предрасположенность ученика к изучению определенного цикла наук; гуманитарных, естественных, физико-математических; выявить интересы и склонности к различным видам деятельности (исследовательской, творческой); определить личностные особенности, способствующие или препятствующие успешному обучению и участию в исследовательской работе; изучить социальное окружение ребенка как один из важнейших факторов его успешности; планировать и управлять работой по индивидуальному продвижению ребенка. 6
L o g o Качества, необходимые педагогу для работы с детьми Учитель должен: Быть доброжелательным и чутким. Разбираться в особенностях психологии детей, чувствовать их потребности и интересы. Иметь высокий уровень интеллектуального развития. Иметь широкий круг интересов и умений. Иметь живой и активный характер. Быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей. Проявлять гибкость, быть готовым к постоянному самосовершенствованию. Иметь творческое личное мировоззрение. Уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка. Уметь стимулировать способности обучающихся. Уметь консультировать обучающихся. 7
L o g o " Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами " (Али Апшерон)
L o g o Проведение занятий кружков, элективных курсов, факультативов Проведение занятий кружков, элективных курсов, факультативов Организация научных обществ учащихся Организация научных обществ учащихся Сопровождение участия в научно-практических конференциях, выставках, конкурсах Сопровождение участия в научно-практических конференциях, выставках, конкурсах Активизация исследовательской и проектной деятельности Активизация исследовательской и проектной деятельности Участие детей в экспертизе конкурсных материалов Участие детей в экспертизе конкурсных материалов Привлечение молодых ученых, Привлечение молодых ученых, студентов к научному руководству исследовательскими работами 9
L o g o 10 Ожидаемые результаты: Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности; Приобретение школьником социальных знаний; Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества; Воспитание уважительного отношения к своему селу, школе; Получение школьником опыта самостоятельного социального действия; Формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников; Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; Воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; Формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; Достижение обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
L o g o Развитие компетенций школьников общенаучной; информационной; познавательной; коммуникативной; ценностно - смысловой; социальной; стремления личностного самосовершенствования 11
L o g o Требования, предъявляемые к исследовательским и проектным работам Этапы Постановка проблемы; Изучение теории, посвященной данной проблематике; Подбор методик исследования и практическое овладение ими; Сбор собственного материала, его анализ и обобщение; Научный комментарий; Собственные выводы. 12
L o g o Тематика исследовательских работ младших школьников «Юный исследователь» 1.Мое дерево - береза. Манвелян Артем, ученик 4 класса начальной школы с.Бабстово Руководитель – Богданова Е.Н. 2. Почему у меня рукавички черные? Акулова Анастасия, Волошина Анастасия, уч-ся 4 классаосновной школы с.Калинино Руководитель –Лебедева В.М. 3. Что можно сделать с мусором? Дебина Елена, Ярославцев Александр, ученики 4 класса начальной школы с.Бабстово Руководитель –Кузнецова Т.В. 4. Залив Черепаший. Гриценко Антонина, ученица 4 класса основной школы с.Преображеновка Руководитель Маляренко И.В. Исследования младших школьников на экологические темы: Наблюдение за зимующими птицами; Исследование родников и ручьев; Питание и здоровье ребенка; Первоцветы на рынке и др. 13 Помни! Нельзя защитить то, что не любишь! Нельзя любить то, чего не знаешь!
L o g o Поисковый этап Статус - исследователь Обобщающий этап Статус - эксперт Заключительный этап Статус - оратор Трибуна молодого ученого Статус - интеллектуал Качества: - умение самостоятельно найти информацию; - навыки оценочной самостоятельности; - умение самостоятельно устанавливать причинно- следственные связи. Качества: - умение коллективного планирования; - навыки делового партнерства; - умение проектировать, планировать, принимать решения, прогнозировать. Качества: - умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми; - умение вести дискуссию, находить компромисс. Качества: - навыки монологической речи; - артистические умения; - умение использовать различные средства наглядности; - умение отвечать на незапланированные вопросы; - умение уверенно держать себя во время выступления. Вводный этап Статус - эрудит Качества: - умение осмыслить задачу; - умение самостоятельно генерировать идею; - умение выдвигать гипотезы. - умение находить несколько вариантов решения проблемы.
L o g o Поисковая деятельность Музейная деятельность Экспериментальная деятельность Научная деятельность Издательская деятельность Вариативный маршрут от «искателя» до «исследователя» 15
L o g o Перспективы использования альтернативных источников энергии для решения проблем энергоснабжения и энергосбережения Ленинского района 16 Тендитный Артем, Блинов Максим 1 место в конкурсе «Энергия и среда обитания » в Дальневосточном федеральном округе Поощрительный приз Всероссийского конкурса школьных проектов «Энергия и среда обитания» учебного года
L o g o Российский национальный конкурс водных проектов старшеклассников 17 Номинация «ВОДА И МИР» 1 место «Береговая и русловая эрозия реки Амур в среднем течении» г.Москва Апрель 2010г.
L o g o Российский национальный конкурс водных проектов старшеклассников год «Влияние ГЭС на морфологию реки Амур в Ленинском районе ЕАО» Научная работа. Признание авторских прав.
L o g o « Тот, кто научился летать, сможет одухотворять и земную жизнь, делая ее более прекрасной и богатой» (Ш.А. Амонашвили) 19
L o g o 20