Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Учитель химии филиала МБОУ Ржаксинской СОШ 1 имени Героя Советского Союза Н.М. Фролова в с. Б-Ржакса Ржаксинского района : Фролова Лариса Николаевна
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с законом сохранения массы веществ; создать условия для формирования у учащихся понятий «уравнение химической реакции», «признаки реакции»; 1. Познакомить учащихся с законом сохранения массы веществ; создать условия для формирования у учащихся понятий «уравнение химической реакции», «признаки реакции»; 2. Способствовать формированию навыков определения признаков реакции, составления уравнений химических реакций и расстановки коэффициентов; 2. Способствовать формированию навыков определения признаков реакции, составления уравнений химических реакций и расстановки коэффициентов; 3. Содействовать обогащению словарного запаса, творческих способностей учащихся 3. Содействовать обогащению словарного запаса, творческих способностей учащихся
Подчеркнуть химические явления. Указать признаки химических реакций. скисание молока, скисание молока, подгорание пищи на сковороде, подгорание пищи на сковороде, испарение жидкой ртути, испарение жидкой ртути, почернение серебряных изделий, почернение серебряных изделий, образование тумана, образование тумана, испарение воды, испарение воды, образование ржавчины, образование ржавчины, горение древесины, горение древесины, таянье льда, таянье льда, кипение воды, кипение воды,
Закон сохранения массы веществ Масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате реакции. Масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате реакции. (современная формулировка) (современная формулировка)
М.В. Ломоносов, 1756 г. «Все перемены в натуре случающиеся такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько же присовокупится к другому. Так, ежели где убудет материи, то умножится в другом месте; сколько часов положит кто на бдение, столько же сну отнимет...»
Спустя 41 год после опытов Ломоносова французский учёный Антуан Лоран Лавуазье практически повторил формулировку закона в своём учебнике. Спустя 41 год после опытов Ломоносова французский учёный Антуан Лоран Лавуазье практически повторил формулировку закона в своём учебнике.
Уравнение химической реакции Это условная запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков Это условная запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков 2 Са + O 2 2СаO 2 Са + O 2 2СаO коэффициент индекс коэффициент индекс Исходные вещества Продукты реакции Качественная характеристика – какие вещества вступают в реакцию и какие образуются Качественная характеристика – какие вещества вступают в реакцию и какие образуются Количественная характеристика – в каком количестве реагируют вещества, какое количество продуктов реакции Количественная характеристика – в каком количестве реагируют вещества, какое количество продуктов реакции
Правило В соответствии с законом сохранения массы веществ число атомов каждого элемента в левой и правой частях уравнения химической реакции должно быть одинаковым. В соответствии с законом сохранения массы веществ число атомов каждого элемента в левой и правой частях уравнения химической реакции должно быть одинаковым. 2Са + O 2 2 СаO 2Са + O 2 2 СаO 2 атома кальция и 2 атома кислорода 2 атома кальция и 2 атома кислорода
Составление уравнений реакций (алгоритм) Запишите формулы исходных веществ, соединив их знаком «плюс», и поставьте стрелку Na+ Cl 2 Запишите формулы исходных веществ, соединив их знаком «плюс», и поставьте стрелку Na+ Cl 2 Запишите после стрелки формулы продуктов реакции Na + Cl 2 NaCl Запишите после стрелки формулы продуктов реакции Na + Cl 2 NaCl Расставьте коэффициенты так, чтобы число атомов каждого химического элемента в левой и правой частях уравнения было одинаково 2 Na + Cl 2 2 NaCl Расставьте коэффициенты так, чтобы число атомов каждого химического элемента в левой и правой частях уравнения было одинаково 2 Na + Cl 2 2 NaCl
Задания на закрепление Напишите уравнения реакций, если известны исходные вещества и продукты реакции Напишите уравнения реакций, если известны исходные вещества и продукты реакции Исходные вещества Продукты реакции Р O 2 Р O 2 Р2O5Р2O5Р2O5Р2O5 Ва O 2 ВаО Аl O 2 Аl2O3Аl2O3Аl2O3Аl2O3 К Cl 2 КCl Fe 2 O 3 H 2 Fe H 2 O HCl NaOH NaCl H 2 O
Расставьте коэффициенты в уравнениях реакции. 1. Cu + O 2 CuO 2. HCl H 2 +Cl 2 3. Ag 2 O + C Ag +CO 2 4. ZnO + HNO 3 Zn(NO 3 ) 2 + H 2 O
Составьте уравнения реакций по названию веществ. Расставьте коэффициенты. Составьте уравнения реакций по названию веществ. Расставьте коэффициенты. 1. Цинк + хлорид водорода = хлорид цинка + водород 2. Калий + сера = сульфид калия 3. Хлорид алюминия = алюминий + хлор
Использованная литература 1.Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян.- М.: Дрофа, Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян.- М.: Дрофа, Химия.8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян.- М.: Дрофа, Химия.8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян.- М.: Дрофа, Химия.8 класс: Поурочные планы по учебнику О.С. Габриеляна /Авт.-сост. В.Г. Денисова. - Волгоград: Учитель, Химия.8 класс: Поурочные планы по учебнику О.С. Габриеляна /Авт.-сост. В.Г. Денисова. - Волгоград: Учитель, 2005.