У каждого внимательного читателя свой Булгаков… Автор: О. С. Титаренко, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы І – ІІІ ступеней 4 г. Северодонецка Луганской области
Вечные вопросы и вечные проблемы мировой литературы… Нас заинтересовал вопрос: «В чем своеобразие и отличительные особенности художественного мира Булгакова». Исследуя культурологический аспект, мы сравнили произведения Булгакова «Мастер и Маргарита» с «Фаустом» Гете и романами Достоевского. В результате работы мы пришли к следующим выводам.
И.В.Гете «Фауст» М.Булгаков «Мастер и Маргарита» Мефистофель – демон- искуситель, дух зла. Воланд – дьявол, сила зла, в романе изображен как сила справедливости. («Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»)
Мефистофель искушает Фауста золотом, любовью, властью. Воланду в Москве уже никого не нужно искушать.
У Гете, Маргарита – воплощение чистоты, женственности, любви, но она изображена как жертва обстоятельств, дьявольского замысла. У Булгакова, Маргарита – символ любви и преданности, но она не жертва, а спасительная сила для Мастера. Даже Воланд признает ее силу, называя королевой Марго.
У Гете, Фауст и Маргарита воссоединяются на небесах, в свете. Любовь Маргариты помогает Фаусту заслужить добро. У Булгакова, Маргарита помогает Мастеру заслужить награду – но уже не свет, а покой (потому что он был обыкновенным человеком, а не святым и не героем).
Традиции Достоевского Новаторство Булгакова М о т и в « в с е д о з в о л е н н о с т и » ( е с л и н е т Б о г а, з н а ч и т, н е т и д ь я в о л а, т. е. н е т н и р а я, н и а д а, с л е д о в а т е л ь н о, в с е д о з в о л е н о в з е м н о й ж и з н и ). С п о р м е ж д у Б е р л и о з о м и Б е з д о м н ы м о т о м, с у щ е с т в о в а л л и Х р и с т о с н а с а м о м д е л е ? М о т и в « в с е д о з в о л е н н о с т и » п о с т о я н н о з в у ч и т в р о м а н е. В с е д о з в о л е н о в з е м н о й ж и з н и : п и с а т ь д о н о с ы, в о р о в а т ь, л г а т ь, а р е с т о в ы в а т ь б е з в и н н ы х и т. д.
Князь Мышкин («Идиот») – сумасшедший, но он единственно нормальный человек в сумасшедшем мире. Мастер оказался в сумасшедшем доме, потому что он догадался о реальном состоянии вещей («Я знал…»). Булгаков развивает тему общественного сумасшествия, социального абсурда.
М о т и в « б е с о в », к о т о р ы е в х о д я т в л ю д е й и с т а н о в я т с я п р и ч и н о й и х д у х о в н о й г и б е л и ( р о м а н « Б е с ы » ), - г е н и а л ь н о е п р е д в и д е н и е Д о с т о е в с к о г о. « Бесы» живут и процветают в Москве 30-ых годов. Они полностью овладели душами людей. «Бесовская» атмосфера постоянно прослеживается в романе Булгакова.
В процессе работы мы использовали следующую литературу: Печатные издания Ресурсы Интернета Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. – М, 1988 Энциклопедия Булгаковская /Сост.Б.Соколов – М, 1997 Яблоков Е. А. Художественный мир Михаила Булгакова. – М, 2001 Яблоков Е. А. Мотивы прозы Михаила Булгакова. - М, 1997 Роман М.А.Булгакова и жанровые традиции русской классики. Мир Булгакова/Bulgakovs World. Евгений Хилькевич. Опыты литературного анализа романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».