Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях С ( к ) ОУ VIII вида Швецова Зинаида Владимировна педагог- психолог СКОУ VIII –го.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В развитие речи малышей Пальчиковые игры. Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа.
Advertisements

В развитие речи малышей Пальчиковые игры. Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В.А. Сухомлинский.
Средства развития мелкой моторики (как на уроках так и во внеурочное время) Пластилин Природный материал Песок Куклы Нитки, тесьма, веревки, шнурки Крупа,
«Играя пальчиками, развиваем речь». МКДОУ Митрофановский детский сад Учитель- логопед Шафоростова Елена Ивановна.
При этом происходит: Развитие мозга ребенка Стимулирование развития речи Развитие творческих способностей Развитие фантазии Расслабление мышц рук и всего.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе.
При этом происходит: Развитие мозга ребенка Стимулирование развития речи Развитие творческих способностей Развитие фантазии Расслабление мышц рук и всего.
Автор-составитель: Ирина Сергеевна Чижикова воспитатель МАДОУ д/с 22 Калининград 2014.
Физическое развитие дошкольников с нарушениями речи Хохлова Марина Васильевна МБ ДОУ Д/с 249.
Выполнила: учитель-логопед Лосева Екатерина Владимировна МБДОУ детский сад 4 Комбинированного вида г. Меленки РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО.
Методика коррекции двигательных нарушений глухих детей младшего школьного возраста.
МОУ Ч ЕРЕПАНОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ( КОРРЕКЦИОННАЯ ) ШКОЛА – ИНТЕРНАТ VIII ВИДА К ОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ.
ДС 264 ФОТООТЧЕТ работы кружка «Ловкие пальчики»
Развивать индивидуальные способности детей в развитии тонкой моторики пальцев рук; Развивать тактильную чувствительность рук детей; Сочетать игры и упражнения.
Препеляк Ирина Валентиновна учитель- логопед МДОУ Грибановского детского сада 1.
Развитие мелкой Моторики. Выполнила: воспитатель высшей квалификационной категории МОУ «СОШ 61» д/с 118 «Родничок» Якущенко Наталья Степановна IV Всероссийский.
Особенности психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Любовь Павловна Галахова, педагог-психолог, КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная.
Учитель-логопед Ковылина С.А. Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Формирование оптико- пространственного восприятия у детей с общим недоразвитием речи Войтенкова Елена Олеговна студентка 511 группы Научный руководитель:
Психолого-педагогическая характеристика детей, обучающихся по специальной (коррекционной) программе школы VIII вида.
Транксрипт:

Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях С ( к ) ОУ VIII вида Швецова Зинаида Владимировна педагог- психолог СКОУ VIII –го вида

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно - двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно - двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположений в пространстве.

Отсутствие или неполноценность представлений об окружающем сказывается на развитие речи. Слово, наполненное случайным, односторонним содержанием, понимается лишь в определенных условиях и по отношению к определенным предметам. В то же время отсутствие единства зрительного, тактильного, двигательного образов затрудняет приобретение трудовых умений, навыков по самообслуживанию.

У ребенка с отклонениями в развитии трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.

Особенно сложно протекает процесс формирования графо - моторных навыков у детей, имеющих нарушения интеллектуального развития. Это связано с различными дисфункциями устной речи, психических процессов, моторики рук, пространственного восприятия.

Последнее время резко возросло количество учащихся, имеющих в анамнезе различные двигательные нарушения. Они представляют собой аномалию моторного развития и проявляются в следующем :

а ) нарушена координация движений, общая психомоторика, что приводит к патологии восприятия собственных ощущений и движений ; б ) ребенок недостаточно активно узнает предметы на ощупь ; в ) у ребенка с трудом формируется « двигательный » образ буквы, слова, что приводит к нестойкой связи между звуковой и смысловой характеристикой и проявляется в недоразвитии лексики ; г ) страдает осмысление сложных логико - грамматических конструкций с предлогами, отражающими пространственные отношения предметов ; д ) двигательные нарушения усиливают нарушения артикуляционной моторики и звукопроизношения ; е ) нарушается взаимодействие зрительно - моторных и оптико - пространственных систем, что затрудняет формирование автоматизированных движений руки.

У учащихся школы VIII вида наблюдается замедленное, недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие, обусловленное невозможностью фиксации взора и прослеживания за предметами, особенно это проявляется у детей с глубокой умственной отсталостью. У многих детей отмечаются нарушения координации движений глаз и рук. Перечисленные особенности сочетаются с общей моторной недостаточностью.

Нарушение координации движений, ручной моторики у детей с интеллектуальными нарушениями отмечается многими авторами ( С. К. Ефимова, Е. А. Екжанова, А. Н. Корнев, Л. В. Цветкова и др.) Эти нарушения проявляются в неспособности детей целенаправленно управлять своими движениями. У них наблюдаются трудности в воспроизведении движений по образцу, нарушение темпа выполнения и воспроизведения, плохая дифференциация движений по времени и амплитуде. Кроме того, отмечаются пространственные нарушения и пространственная дезорганизация, дети часто не могут довести начатое до конца.

Исследованием выявлены значительные нарушения моторики пальцев рук. Изучение кинестетического и динамического праксиса пальцев рук показало, что у всех учащихся отмечается снижение двигательной памяти, неуверенность и замедленный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую. Часто у учеников специальных ( коррекционных ) школ встречаются нарушения регуляции мышечного тонуса, что выражается в повышении или снижении тонических рефлексов. Это, в свою очередь, ведет к застыванию умственно - отсталых детей в неудобной позе или невозможности удержать руки в определенном положении. Таким образом, нарушения двигательных навыков сложны и очень разнообразны.

Дети с умственной отсталостью испытывают значительные затруднения в формировании « алгоритма движения » в виду недостаточности со стороны кинетической основы произвольного действия. Общее моторное недоразвитие умственно отсталого ребёнка играет определённую роль в замедленном развитии речи, отрицательно влияет на произносительную сторону речи.

Таким образом, недостатки моторики умственно отсталых детей выражаются в замедленности движений, неуклюжести, а также в неравномерном характере движений, обусловленном неустойчивостью внимания.

В СКОУ VIII вида существуют свои особенности использования различных приёмов для развития мелкой моторики воспитанников. Ряд современных исследователей уделяет большое внимание совершенствованию ряда методов и приёмов по развитию мелкой моторики, способствующих преодолению психофизиологических нарушений.

Особенное внимание уделяется на развитие мелкой моторики у учащихся начальной школы, что прослеживается на всех уроках, коррекционных занятиях и во внеурочное время. Мы выделяем упражнения и игровые задания по характеру деятельности в 4 группы : 1. Группа упражнений связана с распознаванием предметов ; 2. Группа упражнений направлена на развитие координации движений ; 3. Группа упражнений развивает ловкость пальцев ; 4. Группа упражнений направлена на общее развитие мелкой моторики.

Средства развития мелкой моторики Игры с пластилином Игры с конструктором, мозаикой Тренажеры для развития мелкой моторики ( плетение, застёжки ) Игры с пуговицами – пуговичный массаж Игры с крупами Шнуровки Массаж кистей рук и пальцев. Массажеры Рисование Игры с бумагой Упражнения с мячами Игры со счетными палочками, спичками Пальчиковые игры Упражнения на развитие тактильных ощущений Куклотерапия

Игры с пластилином Скатать шарик, раскатать колбаску Разрезать на кусочки Лепим картинки Мнем и отщипываем

Игры с конструктором, мозаикой

Тренажеры для развития мелкой моторики

Игры с пуговицами – пуговичный массаж : Заполнить просторную коробку пуговицами. Перетереть пуговицы между ладонями. Пересыпать их из ладошки в ладошки. Найти самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.

Игры с крупами : Пересыпать крупу « Отгадай, какая крупа в мешочке » Найти игрушку « Сухой бассейн » из гороха и фасоли

Шнуровки

Массаж кистей рук и пальцев. Массажеры Самомассаж тыльной стороной кистей рук Самомассаж ладони Самомассаж пальцев рук Упражнения с массажерами

Рисование Карандашом, кистью Рисование пальцем, ладонью, палочкой.

Игры с бумагой : Складывание различных фигур ; Вырезание ножницами, склеивание различный объемных игрушек.

Упражнения с мячами Учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его ; Катать мяч по часовой стрелке ; Держать одной рукой - другой рукой выполнять ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания.

Игры со счетными палочками, спичками Ученик берет их одноименными пальцами, от указательных – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку.

В заключение хотелось бы отметить, развитие мелкой моторики и тактильно - двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям : Овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения ; Лучше адаптироваться в практической жизни ; Научиться понимать многие явления окружающего мира.