Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях С ( к ) ОУ VIII вида Швецова Зинаида Владимировна педагог- психолог СКОУ VIII –го вида
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно - двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно - двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположений в пространстве.
Отсутствие или неполноценность представлений об окружающем сказывается на развитие речи. Слово, наполненное случайным, односторонним содержанием, понимается лишь в определенных условиях и по отношению к определенным предметам. В то же время отсутствие единства зрительного, тактильного, двигательного образов затрудняет приобретение трудовых умений, навыков по самообслуживанию.
У ребенка с отклонениями в развитии трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.
Особенно сложно протекает процесс формирования графо - моторных навыков у детей, имеющих нарушения интеллектуального развития. Это связано с различными дисфункциями устной речи, психических процессов, моторики рук, пространственного восприятия.
Последнее время резко возросло количество учащихся, имеющих в анамнезе различные двигательные нарушения. Они представляют собой аномалию моторного развития и проявляются в следующем :
а ) нарушена координация движений, общая психомоторика, что приводит к патологии восприятия собственных ощущений и движений ; б ) ребенок недостаточно активно узнает предметы на ощупь ; в ) у ребенка с трудом формируется « двигательный » образ буквы, слова, что приводит к нестойкой связи между звуковой и смысловой характеристикой и проявляется в недоразвитии лексики ; г ) страдает осмысление сложных логико - грамматических конструкций с предлогами, отражающими пространственные отношения предметов ; д ) двигательные нарушения усиливают нарушения артикуляционной моторики и звукопроизношения ; е ) нарушается взаимодействие зрительно - моторных и оптико - пространственных систем, что затрудняет формирование автоматизированных движений руки.
У учащихся школы VIII вида наблюдается замедленное, недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие, обусловленное невозможностью фиксации взора и прослеживания за предметами, особенно это проявляется у детей с глубокой умственной отсталостью. У многих детей отмечаются нарушения координации движений глаз и рук. Перечисленные особенности сочетаются с общей моторной недостаточностью.
Нарушение координации движений, ручной моторики у детей с интеллектуальными нарушениями отмечается многими авторами ( С. К. Ефимова, Е. А. Екжанова, А. Н. Корнев, Л. В. Цветкова и др.) Эти нарушения проявляются в неспособности детей целенаправленно управлять своими движениями. У них наблюдаются трудности в воспроизведении движений по образцу, нарушение темпа выполнения и воспроизведения, плохая дифференциация движений по времени и амплитуде. Кроме того, отмечаются пространственные нарушения и пространственная дезорганизация, дети часто не могут довести начатое до конца.
Исследованием выявлены значительные нарушения моторики пальцев рук. Изучение кинестетического и динамического праксиса пальцев рук показало, что у всех учащихся отмечается снижение двигательной памяти, неуверенность и замедленный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую. Часто у учеников специальных ( коррекционных ) школ встречаются нарушения регуляции мышечного тонуса, что выражается в повышении или снижении тонических рефлексов. Это, в свою очередь, ведет к застыванию умственно - отсталых детей в неудобной позе или невозможности удержать руки в определенном положении. Таким образом, нарушения двигательных навыков сложны и очень разнообразны.
Дети с умственной отсталостью испытывают значительные затруднения в формировании « алгоритма движения » в виду недостаточности со стороны кинетической основы произвольного действия. Общее моторное недоразвитие умственно отсталого ребёнка играет определённую роль в замедленном развитии речи, отрицательно влияет на произносительную сторону речи.
Таким образом, недостатки моторики умственно отсталых детей выражаются в замедленности движений, неуклюжести, а также в неравномерном характере движений, обусловленном неустойчивостью внимания.
В СКОУ VIII вида существуют свои особенности использования различных приёмов для развития мелкой моторики воспитанников. Ряд современных исследователей уделяет большое внимание совершенствованию ряда методов и приёмов по развитию мелкой моторики, способствующих преодолению психофизиологических нарушений.
Особенное внимание уделяется на развитие мелкой моторики у учащихся начальной школы, что прослеживается на всех уроках, коррекционных занятиях и во внеурочное время. Мы выделяем упражнения и игровые задания по характеру деятельности в 4 группы : 1. Группа упражнений связана с распознаванием предметов ; 2. Группа упражнений направлена на развитие координации движений ; 3. Группа упражнений развивает ловкость пальцев ; 4. Группа упражнений направлена на общее развитие мелкой моторики.
Средства развития мелкой моторики Игры с пластилином Игры с конструктором, мозаикой Тренажеры для развития мелкой моторики ( плетение, застёжки ) Игры с пуговицами – пуговичный массаж Игры с крупами Шнуровки Массаж кистей рук и пальцев. Массажеры Рисование Игры с бумагой Упражнения с мячами Игры со счетными палочками, спичками Пальчиковые игры Упражнения на развитие тактильных ощущений Куклотерапия
Игры с пластилином Скатать шарик, раскатать колбаску Разрезать на кусочки Лепим картинки Мнем и отщипываем
Игры с конструктором, мозаикой
Тренажеры для развития мелкой моторики
Игры с пуговицами – пуговичный массаж : Заполнить просторную коробку пуговицами. Перетереть пуговицы между ладонями. Пересыпать их из ладошки в ладошки. Найти самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.
Игры с крупами : Пересыпать крупу « Отгадай, какая крупа в мешочке » Найти игрушку « Сухой бассейн » из гороха и фасоли
Шнуровки
Массаж кистей рук и пальцев. Массажеры Самомассаж тыльной стороной кистей рук Самомассаж ладони Самомассаж пальцев рук Упражнения с массажерами
Рисование Карандашом, кистью Рисование пальцем, ладонью, палочкой.
Игры с бумагой : Складывание различных фигур ; Вырезание ножницами, склеивание различный объемных игрушек.
Упражнения с мячами Учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его ; Катать мяч по часовой стрелке ; Держать одной рукой - другой рукой выполнять ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания.
Игры со счетными палочками, спичками Ученик берет их одноименными пальцами, от указательных – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку.
В заключение хотелось бы отметить, развитие мелкой моторики и тактильно - двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям : Овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения ; Лучше адаптироваться в практической жизни ; Научиться понимать многие явления окружающего мира.