Народные промыслы: Поездка в ГЖЕЛЬ работа Андриановой Марии
Гжель – это старинное село, расположенное на берегу реки Гжелка. Много веков здесь жили гончары, делавшие уникальные вещи. Свои секреты мастера не раскрывали на протяжении многих веков. Первое упоминание территории края в письменных источниках связано с именем Московского и Великого князя Владимирского Ивана I Данииловича Калиты ( ).
Территориально складывающийся со второй половины XVIII века компактный керамический район Гжели охватывал около 30 деревень на границе бывших Богородского и Бронницкого уездов Московской губернии.
Основным сырьём для гжельской продукции служит глина. Её обрабатывают таким образом, что она проявляет свои лучшие качества при создании гжельских изделий. Это отличная пластичность и огнеупорность. Прежде чем стать изделием, глина отлеживается около 5 лет. Сам процесс изготовления фарфора, делится на несколько основных этапов. В первую очередь, изготавливаются заготовки будущего изделия из гипса. Всё это делается вручную, при помощи гончарного круга. Этот процесс называется «формовкой».
На следующем этапе, в готовую гипсовую форму заливается шликер, который принимает форму гипсовой заготовки.
Затем изделие сушат в естественных условиях, и при достижении необходимой прочности переходят к следующей операции - « оправке ». В процессе оправки мягкой влажной губкой затирают швы и неровности, к изделию приклеивыют недостающие части: ручки, носики. Некоторые изделия могут состоять из 100 и более частей. Например квасник, который состоит из 103 частей.
Затем изделие досушивают в специальных сушильных камерах. После чего происходит предварительный обжиг, он называется утильным. После утильного обжига изделие покрывают глазурью. Глазурь это тонкая стекловидная пленка, придающая изделию водонепроницаемость и декоративные качества.
После этого происходит доработка и раскраска изделия. Рисунок наносится по форме, подготовленной на пергаменте и только вручную.
Так же, под глазурью используют специальные подглазурные краски. Во время обжига подглазурные краски и глазурь сплавляются воедино, тем самым образуя тонкую пленку, предотвращающую стирание рисунка. Самая распространенная подглазурная краска - кобальт, дающий после обжига изделия синий цвет различных оттенков. И вот заключительный этап – окончательный обжиг уже готового изделия, который мастера зовут « политым обжигом ».
Таким образом, от начала производства, пройдя все этапы, обычный кусок глины превращается в чудесное изделие. При этом, на всех этапах изделие меняет свои размеры в меньшую сторону.
C середины XIX века многие гжельские заводы пришли в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. Таким образоим, можно сказать, что знаменитый на весь мир кузнецовский фарфор берет истоки в гжельской керамике. После революции кузнецовские заводы были национализированы. И только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 670-летие. История Гжели как центра художественного керамического производства насчитывает следующие основные этапы развития: - кустарное производство майолики в 18 веке; - кустарно-фабричное производство полуфаянса с последующим выпуском изделий из тонкого фаянса и фарфора частными крестьянскими заводами на рубеже веков и до 1918 года; - заводское производство фарфора с подглазурной росписью кобальтом с 1954 года до наших дней (традиционная гжель); -заводское производство художественной майолики с 1983 года и до наших дней.
Многообразие ГЖЕЛИ