«Формы взаимодействия ДОУ, семьи и школы в формировании «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы» Опытно – экспериментальная программа МДОУ «Детский сад 1»
Объект исследования: субъекты взаимодействия в образовательном процессе по формированию «внутренней позиции школьника» (родители, воспитатели, администрация ДОУ, психолог, дети подготовительной группы)
Предмет исследования : процесс взаимодействия дошкольного учреждения, семьи и школы по формированию «внутренней позиции школьника» у дошкольников
Цель исследования: теоретически и эмпирически изучить содержание процесса взаимодействия дошкольного учреждения, семьи и школы, направленного на формирование «внутренней позиции школьника» у детей старшего дошкольного возраста
Гипотеза исследования: если воспитатель ДОУ целенаправленно и систематически проводит работу по формированию положительного интереса к школе, школьной атрибутике, а также привлекает родителей и представителей школы к данной работе, то это способствует формированию «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы
Задачи исследования: 1. Изучить психолого- педагогическую литературу по проблеме исследования: а) преемственные связи ДОУ, семьи и школы; б) подходы к организации взаимодействия семьи, дошкольного образовательного учреждения, школы; в) формы и принципы взаимодействия семьи, дошкольного образовательного учреждения, школы; г) особенности формирования внутренней позиции школьника у детей старшего дошкольного возраста. 2. Спланировать программу констатирующего исследования 3.Разработать программу формирующего исследования и апробировать ее в дошкольном учреждении. 4. Провести контрольное исследование для проверки, выдвинутой нами гипотезы. 5. Разработать рекомендации для субъектов образования, которые способствуют формированию «внутренней позиции школьника»
База исследования: МДОУ «Детский сад 1» г. Нелидово. Количество участников -33 ребенка (дети подготовительных групп)
Эмпирическое исследование проводилось в три этапа: 1 этап – констатирующее исследование ( сентябрь-октябрь 2008 г.) 2 этап- формирующее исследование ( октября - март 2009 г.) 3 этап - контрольное исследование ( март 2009 г.).
Констатирующее исследование было направлено на реализацию следующих задач: определить уровень представлений и знаний о школе, учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста; выявить интерес и отношение детей к школе; определить уровень сформированности «внутренней позиции школьника».
Для этого нами была проведена индивидуально с каждым ребенком беседа «Расскажи о школе» (на основе материалов Т. А. Нежновой)
рис. 1 Уровни сформированности «внутренней позиции школьника» у детей экспериментальной группы
рис. 2 Уровни сформированности «внутренней позиции школьника» у детей контрольной группы
Уровни сформированности «внутренней позиции школьника»: Высокий уровень характеризуется правильными и четкими представлениями и знаниями детей о школе. У них сформирован учебный и социальный мотив учебной деятельности, они эмоционально, положительно относятся к школе. Средний уровень дети имеют частичные представления и знания о школе и о жизни школьников. Дети проявляют интерес лишь к школьной атрибутике, в основном обращают внимание на наиболее яркие по внешней привлекательности события. Мотив учебной деятельности не сформирован. Отношение к школе не сформировано, интерес появляется эпизодически. Низкий уровень дети не имеют представлений и знаний о школе или имеют неправильные представления. Преобладает игровой мотив. Не проявляют интереса к учебе, не сформировано положительного отношения к учебной деятельности.
Программа формирующего этапа исследования Беседы, лекции Посещения занятий Педсоветы Семинары - практикумы Педагогические тренинги Перспективное и календарное планирование консультации, чтение специальной литературы, повышение квалификации Практикумы Консультации Анкетирование Тесты Индивидуальные беседы Деловые игры Стенгазеты Встречи Родительская почта доверия экскурсии в школу, беседы о ней чтение рассказов и стихов школьной тематики рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь рисование школы игры, моделирующие школьную жизнь, совместные с младшими школьниками праздники Формы работы с воспитателями и учителями Формы работы с родителями Формы работы с детьми ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ
Экскурсия в школу
Беседы, занятия с детьми
рис. 3 Уровни сформированности «внутренней позиции школьника» на констатирующем и контрольном этапах исследования в экспериментальной группе Контрольный этап исследования (март 2009 года)
рис. 4 Уровни сформированности «внутренней позиции школьника» у детей контрольной группы на констатирующем и контрольном этапах исследования
Экспериментальная группа Контрольная группа Уровни сформированности «внутренней позиции школьника» на контрольном этапе исследования 17% 67% 16% 40% 60% 0%
Результативность: дети экспериментальной группы стали иметь четкие и правильные представления и знания о школе; у них сформирован учебный и социальный мотив учебной деятельности, они эмоционально положительно стали относиться к школе; налажен наиболее тесный контакт между родителями и детьми.
Рекомендации субъектам образования (воспитателям, учителям, родителям) : Формирование положительного отношения к школе у детей 6-7 лет наиболее успешно происходит при использовании в воспитательно- образовательном процессе различных форм и методов работы, дающих возможность показать разные стороны школьной жизни: экскурсии в школу, беседы о ней, чтение рассказов и стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы (рисунок школы после экскурсии, школы будущего), игры, моделирующие школьную жизнь, совместные с младшими школьниками праздники. Практическая деятельность взрослых совместно с детьми, сопровождаемая познавательными разговорами на школьную тематику, способствует формированию «внутренней позиции школьника» и адекватных ей познавательных и социальных мотивов учения. При планировании работы по подготовке детей к школе особое внимание нужно уделить ориентации родителей на вопросы, обеспечивающие становление «внутренней позиции школьника», и формирование на этой основе позитивного образа современной школы у родителей.