Концепция развития российского математического образования Ход проекта А. Л. Семенов
«Российское образование в зеркале международных исследований»
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года 599 «Правительству Российской Федерации: а) обеспечить реализацию следующих мероприятий в области образования:… разработку и утверждение в декабре 2013 г. Концепции развития математического образования в Российской Федерации на основе аналитических данных о состоянии математического образования на различных уровнях образования;»
Рабочая группа Администрация Президента Московский институт открытого образования Представительство: Школа, ВУЗы, РАН Центр тяжести – вне РГ – Десятки обсуждений – Сотни писем
math.ru/conc/ – Текущие версии концепции – Краткие изложения – Материалы прессы – Материалы выступлений, обсуждений – Вспомогательные материалы (за 150 лет)
Основные положения Концепции Система подготовки учителей математики «Нет детей, не способных к математике» - индивидуализация (уровневая дифференциация + информационная среда) Поддержка лидеров мирового уровня на мировом уровне Бесплатность математических ресурсов и оптимальных форм математического образования Цифровые технологии и математическая информатика могут стать основной для российского опережения в математическом образовании Профессионально-общественная активность математиков и педагогов-математиков Дополнение ФГОС содержательными элементами, позволяющими формировать открытые банки заданий и ГИА. Открытый банк заданий АТЭС
Пример. Учителя уровень оплаты труда популяризация работы учителя и школы «Профессиональный» бакалавриат (2 стандарта): – высокий порог поступления – постоянная работа студентов в школе (за счет федерального финансирования) – интенсивный курс решения задач элементарной математики – кредит на время обучения, гарантируемый государством с погашением государством в течение 5-и лет работы выпускника в школе – государственная итоговая аттестация с участием университетской и школьной математической общественности, местных органов управления образованием – обязательство предоставления работы
магистратура и аспирантура для работающих учителей технические и классические университеты, +психолого- педагогический компонент. система аттестации, базирующаяся на Профессиональном стандарте учителя. Основа для аттестации: экспертная оценка работы учителя, записанной в информационной среде, решение задач элементарной математики, рецензирование работ учащихся. дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации) учителя, не прошедшие аттестацию, могут продолжать работать в школе в качестве тьюторов (для отстающих), зарплата которых не влияет на показатели средней зарплаты в школе и в регионе и оплачивается из федеральных грантов.
Ключевой круг проблем Измерение качества образовательного процесса Измерение (многомерной) динамики результатов каждого учащегося Измерение качества работы учителя Индивидуализация, проблема пробелов и отстающих Дифференциация и профилизация – когда и как?
Различие мнений Роль «педагогической науки» Роль цифровых технологий
Цифровые технологии: Инструменты деятельности (наиболее радикальное будущее изменение) Информационная среда (окошки в которую – журнал и дневник Индивидуальный мониторинг
Мат-Решка Измерение динамики математических навыков для начальной школы
Мат-Решка - интерактивная среда для начальной школы, встроенная в общую информационную среду
МАТ- РЕШКА ДЛЯ УЧЕНИКА - Система поощрения: баллы, грамоты, интерактивный магазин - Индивидуальная траектория обучения
- Интерактивные и проверочные задания МАТ- РЕШКА ДЛЯ УЧЕНИКА
- Личное пространство: Личная комната/Центр Управления - Отчёты по выполненным упражнениям
МАТ- РЕШКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Библиотека Заданий - постоянно пополняемая коллекция уроков (более 400 заданий для начальной школы) Библиотеку Заданий учитель может использовать в классе для объяснения, повторения или наглядной иллюстрации материала.
МАТ-РЕШКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 2. Личный кабинет - Учительская В Учительской учитель заводит учётную запись для каждого ученика, отчеты формируются автоматически.
МАТ-РЕШКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 3.1 Отчёты по классу В Отчётах по классу учитель может видеть общую картину результатов своего класса, сравнить результаты учеников по различным темам.
МАТ-РЕШКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 3. 2 Индивидуальные отчёты В Индивидуальных отчётах учитель может видеть подробную информацию по каждому ученику: время занятий, результаты за каждое упражнение или тест в каждой теме, продвижения с момента прохождения первого упражнения или за любой период времени.
math.ru/conc/
Заказ Минобрнауки России Исполнитель: Московский институт открытого образования
Рабочая группа (16 чел.): Представительство (с«пересечениями»): Общее образование 3 Высшее образование 6 Дополнительное образование детей 3 Дополнительное педагогическое образование 2 РАН – 4 Математический ин-т + 1 Физический ин-т – Академиков РАН 4 Академиков РАО 1
Рабочая группа Профессиональное сообщество – Президент Московского математического общества – Президент Санкт-Петербургского математического общества – Председатель московской ассоциации учителей математики Управленцы – Начальник окружного управления образования Москвы – Ректор – Проректор МГУ – Декан ВШЭ – Директор школы – Директор института РАО – Директор негосударственного образовательного учреждения
По регионам Москва 10 Санкт-Петербург 4 Новосибирск 1 Вятка 1 Женева 1 Средний возраст 49 лет Более 6% женщин (Ариша)
Свои предложения представили: В форме отдельных материалов, версий Концепции – МГУ (акад. В. А. Садовничий) – Математический институт РАН (акад. В. А. Козлов) В обсуждении также принимали участие: – Помощник Президента РФ А. А. Фурсенко и др. сотрудники Администрации Президента – зам. министра И. М. Реморенко – Уполномоченный по правам детей в городе Москве Е. А. Бунимович Получено более 300 писем от учителей и работников вузовского математического образования
Участие профессионального сообщества в разработке Научно-методический совет по математическому образованию Минобрнауки России (дек 2012, май 2013) Рассылка Российского союза ректоров (президент В. А. Садовничий), декабрь 2012 Обсуждение с математической общественностью МГУ у В. А. Садовничего (апрель 2013) Рассылка и обсуждение Отделения математических наук РАН Президиум РАН, апрель 2013 Обсуждение и доклад В. В. Путину на Конференции Общероссийского народного фронта в Ростове, апрель 2013 Совместное заседание президиумов Совета при Президенте РФ по науке и образованию и Совета по культуре и искусству, апрель 2013 Евразийский форум в Ярославле Профессиональный стандарт учителя
Основные положения Концепции Математика является важным элементом национальной культуры, национальной идеи, предметом нашей гордости и конкурентным преимуществом России. Область математической деятельности и применений математики стремительно расширятся Цели математического образования: Формирование на математическом материале моделей деятельности, культуры мышления, применимых и вне математики Формирование способности строить и использовать математические модели
Лидеры. Примеры Институт высших исследований и образования им. Леонарда Эйлера – Условия для работы и научного общения, не хуже, чем в Принстоне, Мумбаи (Тата) – Программы, семинары, конференции – важность для российских участников СУНЦ (пример: Колмогоровский интернат при МГУ) – Условия для работы учителей, учебы и жизни детей, не хуже, чем в европейском университете – Программы, семинары, конференции, в том числе - дистанционные – роль для российских участников Профессора и школьные учителя, отобранные независимой экспертизой результатов их работы Федеральное финансирование - необходимость
Массовая культура
Структура Концепции Общая часть По направлениям: – Ситуация – Проблемы – Пути решения Мероприятия Механизмы финансирования (госзадание, конкурсы, граны РФФИ) Риски Индикаторы Приложения