Тренинг « Пути решения конфликта » « Пути решения конфликта »
Цели: раскрытие понятия «конфликт»; осмысление причин конфликтной ситуации и выход из неё. Задачи: научиться искать пути сотрудничества, видеть «плюсы» среди «минусов»; формировать социально-одобряемые формы поведения; развивать коммуникативную культуру.
Что же такое «конфликт»? Конфликт в переводе с латинского означает «столкновение», а с точки зрения психологии Конфликт явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей.
Страх, злоба, обида, ненависть главные чувства конфликтов. Конфликты в жизни неизбежны, если люди имеют свою собственную позицию, не являются бездумными исполнителями. Конфликтов нет только тогда, когда все люди одинаково думают, одинаково чувствуют, живут без ссор. Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Ведь люди все разные!
Общение - основа разрешения конфликтов. Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. Как бы вы поступили в следующих ситуациях? Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите? -Будете плакать; -Ударите его; -Сделаете ему замечание; -Не скажете ничего; -Пожалуетесь учителю. \
Один из одноклассников смеётся над вашим другом. Как вы поступите? Будете плакать; Пожмёте плечами; Будете смеяться над ним; Будете защищать товарища кулаками.
Приятель схватил вашу ручку без разрешения. Как вы поступите? Пожалуетесь учителю; Будете кричать; Попытаетесь отобрать её; Отлупите приятеля.
1. Есть немало людей, склонных замечать у других только плохое. Полярность восприятия выразил в своих стихах Р. Гамзатов: Вон человек, что скажешь ты о нем? Ответил друг, плечами, пожимая: Я с этим человеком не знаком, Что про него хорошего я знаю? Вон человек, что скажешь ты о нем? Спросил я у товарища другого. Я с этим человеком не знаком, Что я могу сказать о нем плохого? - Почему ответы на один и тот же вопрос разные?
Как избежать конфликта Там, где не хватает культуры общения, могут возникать конфликты. Источником конфликтов нередко является несовпадение мнений. "У каждого человека есть сердце, У каждого сердца есть свои наклонности. Он считает это хорошим, я - дурным. Я считаю это хорошим, он - дурным. Но я вовсе не обязательно мудрее, А он вовсе не обязательно глупец. Оба мы только обыкновенные люди!"
Конфликтные ситуации I. Молодой человек и девушка стоят в сквере возле скамейки и едят пирожки, придерживая их кусочком бумаги. Закончив есть, они бросают бумагу на землю, хотя урна в пяти шагах от них. Сидящий на скамейке старичок встает и говорит: "Простите, эта бумага вам больше не нужна?" - "Нет, не нужна". - "Тогда позвольте отнести ее в урну". Молодой человек взял бумагу и сам выбросил ее в урну. II. В трамвай вошла группа молодых людей, почти подростков. Они были шумны, излишне громко смеялись. Пожилой человек сделал одному из них замечание в категоричной и властной форме. Юноша, что называется, "огрызнулся". И вот что последовало от "воспитателя": - Ах ты, сопляк! Мерзавец! Я научу тебя, как себя вести! Вопрос: какая из этих ситуаций не переросла в конфликт, а какая стала таковой? Почему?
Сценка мама: - сынок, сходи за хлебом сын: - что? Опять я? Что, кроме меня некому? Назовите выход из этой ситуации
Вот что пишет В. Солоухин: "А ведь у людей в распоряжении есть еще и улыбка. Посмотрите, почти всё у человека предназначено для самого себя: глаза - смотреть, ноги - ходить, рот - поглощать пищу - все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы ее никогда бы даже и не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет". 6. Исключительное внимание к говорящему - вот секрет успеха беседы. Ничто не льстит собеседнику, как внимание.
Упражнение «Ответ с улыбкой». Можно обойти конфликт, если ответить улыбкой. Люди с чувством юмора редко конфликтуют, а уж если спорят, то всегда приятно, с шуткой, улыбкой (не с сарказмом, злой иронией, а с доброй, остроумной шуткой). Разыграем ситуации, где необходимо улыбнуться, пошутить, не дать спору стать конфликтом. На перемене играя ты нечаянно наступил(а) на ногу рядом стоящему однокласснику. Твои действия? Реплика должна быть с улыбкой. Вам очень смешно на уроке. Учительница делает вам замечание. Вы оправдываетесь (с улыбкой). Что скажете? Вы получаете записку с вашим именем: «А + В= Любовь». Ваша реакция.
Как выйти из конфликтной ситуации? 1. Пререкаясь, вы не можете выиграть. Единственный способ добиться наилучшего результата - это уклониться от спора. 2. Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказания. 3. Если вы не правы, признайтесь сразу и чистосердечно. Упрямство - большая помеха в общении. 4. Честно попытайтесь увидеть происходящее с точки зрения другого (если вас не устраивает поступок другого, не надо кричать и ругаться, а поставить себя на его место и спокойно поговорить: "А не лучше ли будет..."). 5. Дайте человеку спасти свое лицо ("Война - это игра, в которой лучшие иногда попадают в худшее положение", - сказал победитель побежденному). 6. Фраза, которая прекращает споры: "Я не осуждаю вас за ваши чувства. Будь я на вашем месте, несомненно, испытывал бы то же самое".
Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решения окажутся верными!
Итак, пусть наши мимика, жесты, речь, поведение еще не всегда на высоте, мы должны стремиться поддерживать хорошие взаимоотношения с окружающими нас людьми.
Всем СПАСИБО! До свидания!