Выполнила Петрова Е.В. Санкт-Петербург 2008
При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил: 1.Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (в сне, питании). 2.Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели. 3.Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности. 4.Формирование культурно-гигиенических навыков. 5.Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов. 6.Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка. 7.Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.
Режим – это гибкая и динамичная конструкция, но при этом основные его компоненты (дневной сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи, ночной сон, общее время прогулок) должны оставаться неизменными.
1.Общение воспитателя с детьми: индивидуальные беседы, игры для общения и создания настроения у детей.Общение воспитателя с детьми: индивидуальные беседы, игры для общения и создания настроения у детей. 2.Организация самостоятельной деятельности детей: разные виды игр, труд в уголке природы, изобразительная деятельность. 3.Формирование культурно-гигиенических навыков: использование носового платка, контроль за внешним видом, аккуратностью прически. 4.Формирование культуры поведения: приветствие, вежливые взаимоотношения со сверстниками, взрослыми.
В первую половину дня в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко используются игровые приемы. Общаясь, воспитатель не только привлекает внимание детей, но и воспитывает культуру поведения, формирует гигиенические навыки.
Особое внимание необходимо уделить подготовке к утренней гимнастике. Мотив: сильным хочешь быть и смелым? По утрам зарядку делай! Побеседуйте с детьми на темы: «Как стать сильным и здоровым?», «Зачем надо заниматься спортом?» По окончании зарядки скажите: «Здоровье в порядке? Спасибо зарядке!»
Шёл зайчонок за морковкой Через лес без остановки. - раз-два, раз-два, - Вслед ему кричит сова. Зайка весело шагает, Лапка зайка поднимает. Раз-два, раз-два, А под ним шуршит трава. Зайка вышел к ручейку, Он шагает по мостку! - раз-два, раз-два, - Вслед ему кричит сова. Лапки зайка ставит ловко, В огороде ждет морковка! Раз-два, раз-два, За мостком шуршит трава. Зайка маленький устал, Зайка сел, зайка встал! - раз-два, раз-два, - Вслед ему кричит сова. Рой пчелиный, берегись! Снова сел зайчонок вниз! Раз-два, раз-два, Прошуршит ему трава. Как ушастый серый мячик, По тропинке зайка скачет. - раз-два, раз-два, - Вслед ему кричит сова. зайка прыг, зайка скок Через маленький пенёк. Раз-два, раз-два, У пенька шуршит трава. Шёл зайчонок за морковкой Через лес без остановки. В огород он к нам пришёл И морковку там нашёл!
1.Гигиенические процедуры. Привлечение внимания детей к гигиеническим процедурам, закрепление правил мытья рук; игры-соревнования (старший возраст), рассказ воспитателя о чистоте; самоконтроль детей; оценка деятельности.Гигиенические процедуры. Привлечение внимания детей к гигиеническим процедурам, закрепление правил мытья рук; игры-соревнования (старший возраст), рассказ воспитателя о чистоте; самоконтроль детей; оценка деятельности. 2.Сервировка стола: беседа с дежурными; ознакомление с меню, объявление его детям; привлечение внимания детей к эстетичному оформлению столов.Сервировка стола: беседа с дежурными; ознакомление с меню, объявление его детям; привлечение внимания детей к эстетичному оформлению столов. 3.Привлечение внимания детей к пище; индивидуальная работа по воспитанию культуры еды; правила этикета; оценка деятельности.Привлечение внимания детей к пище; индивидуальная работа по воспитанию культуры еды; правила этикета; оценка деятельности.
Перед завтраком проверьте последовательности операций во время умывания. Используйте стихи, потешки, образное слово: «Ладошки друг о друга трутся, друг друга обнимают, правой моем левую ладошку, левой – правую». Следите за аккуратностью в процессе умывания. Проведите соревнования: «Самые чистые руки», «Самый аккуратный ребенок». Нужно мыться непременно Утром, вечером и днем, Перед каждою едою, После сна и перед сном. Тёплою водою Руки чисто мою. Кусочек мыла я возьму И ладошки им потру. Тёплая водичка Умоет Тане личико, Пальчики – Антошке, Сашеньке – ладошки.
Дети младшего дошкольного возраста любят помогать накрывать на стол. Спросите у дежурных: «Как правильно раскладывать ложки», «Как сервировать стол». Обязательно расскажите о вкусной и здоровой пище. Вместе с детьми дайте оценку деятельности дежурных. Оцените эстетичность оформления столов. Не забудьте ознакомить детей с меню.
Во время завтрака привлекайте внимание детей к пище. Организуйте конкурс на самую чистую тарелку, самый аккуратный стол. Птичка зернышки клюет, Колет белочка орешки, Травку козочка жует, Ест улитка сыроежки, Молоко котенок пьет, У мышат – головка сыру, Косточку щенок грызет, У пчелы – кусок зефира, Сено ест смешной телёнок, Кролик скушал лист капустный. Что же любит наш ребенок? Кашку? Ах, как это вкусно!
Подготовка к занятию: уборка игрушек; переключение внимания на другой вид деятельности; оценка деятельности детей; организация после занятия.
1.Подготовка к прогулке: создание интереса; игровые приемы; индивидуальные беседы; отбор игрового материала; мотивация деятельности детей на прогулке.Подготовка к прогулке: создание интереса; игровые приемы; индивидуальные беседы; отбор игрового материала; мотивация деятельности детей на прогулке. Создайте интерес к прогулке с помощью игровых приемов, индивидуальных бесед. Игровая ситуация: Мишка потерял свою берлогу, найти можно только с помощью волшебного клубочка; покажем Мишке наш участок. Игровой материал для прогулки готовится заранее. Можно вместе с Мишкой подготовить игрушки. 2.Одевание: последовательность, выход на прогулку. 3.Наблюдение на прогулке. 4.Подвижные игры: 2 – 3 игры большой подвижности; 2 – 3 игры малой и средней подвижности; игры на выбор детей. В тёплое время года можно заниматься изобразительной деятельностью, развитием речи, математическим развитием, театрализацией. 5.Самостоятельная игровая деятельность: создание условий для развития сюжетно-ролевых игр; игры с природным материалом; другие виды деятельности; лепка снеговиков. 6.Возвращение с прогулки: игры; самоконтроль детей; контроль и оценка их деятельности; последовательность раздевания; свободная деятельность детей. По возвращении с прогулки учите детей самостоятельно и последовательно раздеваться. Приемы: «Волшебные часы», «Лесенка», «Найди следующую картинку»…
Создайте интерес к прогулке с помощью игровых приемов, индивидуальных бесед. Игровая ситуация: Мишка потерял свою берлогу, найти можно только с помощью волшебного клубочка; покажем Мишке наш участок. Игровой материал для прогулки готовится заранее. Можно вместе с Мишкой подготовить игрушки.
1.Подготовка к обеду. 2.Гигиенические процедуры: привлечение внимания детей к гигиеническим процедурам; закрепление правил мытья рук; игры-соревнования (старший возраст); рассказ воспитателя о чистоте; самоконтроль детей; оценка деятельности. 3.Сервировка стола: беседа с дежурными; ознакомление с меню, объявление его детям; привлечение внимания детей к эстетичному оформлению столов. 4.Привлечение внимания детей к пище; индивидуальная работа по воспитанию культуры еды; правила этикета. 5.Подготовка ко сну: гигиенические процедуры; создание условий для организации сна; укладывание спать.
При организации сна учитываются следующие правила: 1. В момент подготовки детей ко сну обстановка должна быть спокойной, шумные игры исключаются за 30 мин. до сна. 2. Спальню перед сном проветривают со снижением температуры воздуха в помещении на 3 – 5 градусов. 3. Для быстрого засыпания детей используют элементы рефлексотерапии и аутогенной тренировки. Необходимо правильно разбудить детей; дать возможность 5 – 10 мин. полежать, но не задерживать их в постели.