Цель работы : на основе сравнительно - сопоставительного анализа выявить в былинах и мультфильмах отличительные и схожие черты русских богатырей. Научный руководитель : Купрюнина Наталья Александровна Учитель русского языка и литературы.
На протяжении целого тысячелетия народ бережно хранил эпическую поэзию о подвигах богатырей, служившую своего рода « устным учебником истории ». На протяжении целого тысячелетия народ бережно хранил эпическую поэзию о подвигах богатырей, служившую своего рода « устным учебником истории ». Основным сюжетом былины является героическое событие. Воспевая русских богатырей, их удивительную силу и мужество, доброту и благородство былины укрепляли в тяжелое для страны время дух народа, воспитывали любовь к родной земле и ненависть к тем, кто пытался покорить ее огнем и мечом. Основным сюжетом былины является героическое событие. Воспевая русских богатырей, их удивительную силу и мужество, доброту и благородство былины укрепляли в тяжелое для страны время дух народа, воспитывали любовь к родной земле и ненависть к тем, кто пытался покорить ее огнем и мечом. ВВЕДЕНИЕ
Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – любимые герои русского героического эпоса, каждому из которых присуща определенная, доминирующая черта характера. Илья Муромец олицетворяет мудрость и силу, это самый мощный русский богатырь после Святогора.
Илья Муромец один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя - воина, народного заступника. Согласно былинам, богатырь Илья Муромец до 33- х лет « не владел » руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев.
Добрыня Никитич рисуется в былинах вторым по силе и значению. Добрыню иногда величают князем, а иногда племянником Владимира Красного Солнышка. По происхождению Добрыня Никитич – княжеского рода, что, тем не менее, не помешало ему завоевать любовь и признание у простого народа.
Алёша Попович сын ростовского попа Алёша Попович сын ростовского попа Леонтия. Наиболее архаичным сюжетом считается бой с Тугарином. Он грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём - пламенем, застрелить головнями или проглотить живьём. Иногда, одолев Тугарина, Алёша рассекает и размётывает по чистому полю его.
Большинство былин, по мнению ученого, филолога - фольклориста В. Я. Проппа, складывалось в эпоху Киевской Руси. Впервые термин « былины » введён Иваном Сахаровым в сборнике « Песни русского народа » в 1839 году. До этого несколько десятилетий в русской науке употреблялся термин « богатырские сказки ». Главными персонажами являются богатыри, достоинства которых проверяются в сражении, в неравном бою против полчищ вражеских сил. Большинство былин, по мнению ученого, филолога - фольклориста В. Я. Проппа, складывалось в эпоху Киевской Руси. Впервые термин « былины » введён Иваном Сахаровым в сборнике « Песни русского народа » в 1839 году. До этого несколько десятилетий в русской науке употреблялся термин « богатырские сказки ». Главными персонажами являются богатыри, достоинства которых проверяются в сражении, в неравном бою против полчищ вражеских сил. БЫЛИНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФЕ
Ученые предполагают, что первым собирателем былин был Кирша Данилов. В своем сборнике «Древние российские стихотворения» он опубликовал 26 былин. Уже с момента публикации сборника Кирши Данилова былинные сюжеты и герои прочно входят в мир современной русской культуры! Ученые предполагают, что первым собирателем былин был Кирша Данилов. В своем сборнике «Древние российские стихотворения» он опубликовал 26 былин. Уже с момента публикации сборника Кирши Данилова былинные сюжеты и герои прочно входят в мир современной русской культуры!
Пьеса Г. Р. Державина " Добрыня ", поэма Н. М. Карамзина " Илья Муромец " созданы на основе русского былинного эпоса. Образ Руслана в поэме А. С. Пушкина " Руслан и Людмила " навеян образами русских богатырей. " Песня про купца Калашникова " М. Ю. Лермонтова - поэтическая обработка народного эпоса, в частности, исторической песни о шурине Ивана Грозного - Мастрюке ( Кастрюке ). В героических образах повести " Тарас Бульба " Н. В. Гоголь видел представителей " сказочного русского богатырства ". В героических образах повести " Тарас Бульба " Н. В. Гоголь видел представителей " сказочного русского богатырства ".
Русские былины оказали влияние не только на нашу литературу, но и на литературу мировую. Например, латышский поэт - классик Я. Райнис посвятил самостоятельную поэму главному русскому богатырю Илье Муромцу
В. М. Васнецов (1848– 1926), в основном известен публике по картинам, сюжеты для которых взяты из русского героического эпоса, достаточно назвать полотна « Витязь на распутье » (1882) и « Богатыри » (1898). В. М. Васнецов (1848– 1926), в основном известен публике по картинам, сюжеты для которых взяты из русского героического эпоса, достаточно назвать полотна « Витязь на распутье » (1882) и « Богатыри » (1898).
В 2007 году вышел исторический роман для подростков « Илья Муромец великий богатырь России » Юрия Лигуна, который отмечен дипломами конкурсов « Просвещение через книгу » и « Премия Александра Невского ». Герой произведения - обыкновенный современный мальчик Илья Ножкин. Герой произведения - обыкновенный современный мальчик Илья Ножкин.
Что же мы знаем, благодаря труду собирателей, о богатыре Алеше Поповиче ? Что же мы знаем, благодаря труду собирателей, о богатыре Алеше Поповиче ? Алеша родом из Ростова, сын соборного попа Леонтия. Рождение Алеши Поповича было чудесным : едва родившись, просит у матери благословенья погулять « по белу свету, не пеленать его пеленами, но кольчугою »; он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьем и мечом Алеша родом из Ростова, сын соборного попа Леонтия. Рождение Алеши Поповича было чудесным : едва родившись, просит у матери благословенья погулять « по белу свету, не пеленать его пеленами, но кольчугою »; он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьем и мечом БЫЛИННЫЙ БОГАТЫРЬ АЛЕША ПОПОВИЧ И ЕГО ПАРОДИЙНЫЙ ОБРАЗ В МУЛЬТИПЛИКАЦИИ
Исследователь Б. А. Рыбаков отожествлял образ богатыря сразу с двумя летописными героями : Ольбегом Ратиборовичем, дружинником Владимира Мономаха, Александром Поповичем. Л. Н. Майков говорит о некоторых положительных чертах Алеши, он противопоставляет его Илье и Добрыне : Л. Н. Майков говорит о некоторых положительных чертах Алеши, он противопоставляет его Илье и Добрыне : Алеша Попович гордлив - спесив : Алеша Попович гордлив - спесив : Не умеет с богатырем как съехаться, Не умеет с богатырем как съехаться, Не умеет богатырю честь отдать. Не умеет богатырю честь отдать.
Н. П. Дашкевич, выдвигает предположение, что он смел, но не удал, даже трус, он пустохваст, невоздержан в словах : « Хотя он богомолен, но не прочь соврать и любит нескромные речи ». По мнению Всеволода Миллера, « у некоторых слагателей былин появилось стремление унизить Алешу Поповича » « у некоторых слагателей былин появилось стремление унизить Алешу Поповича »
В. Я. Пропп считаем, что Алеша Попович - самый молодой из знаменитой троицы богатырей, наделяется не только всеми достоинствами героя, но и некоторыми недостатками, свойственными молодости. В. Я. Пропп считаем, что Алеша Попович - самый молодой из знаменитой троицы богатырей, наделяется не только всеми достоинствами героя, но и некоторыми недостатками, свойственными молодости.
Все повествование построено на антитезе добра и зла. Тугарин Змеевич : Поддел, собака, он белу лебедь, Он кинул, собака, себе в гортань, Со щеки - то на щеку переметывает, Лебяжьи кости да вон выплевывает ! Алеша Попович воспротивился и бросил колкое замечание Тугарину : У моего у света у батюшки, У попа у Леонтия Ростовского, Была стара собачища дворовая, По подстолью собака волочилася,
Замечания Алеши носят вызывающий и остроумный характер. Так осмеян был Тугарин Змеевич, который тут же решает отомстить обидчику и кидает нож. Так осмеян был Тугарин Змеевич, который тут же решает отомстить обидчику и кидает нож. Кульминацией былины становится бой между Алешей Поповичем и Тугариным Змеевичем. Алеша Попович отправляется туда один, даже не на коне, а пешком. Кульминацией былины становится бой между Алешей Поповичем и Тугариным Змеевичем. Алеша Попович отправляется туда один, даже не на коне, а пешком.
В былинах Алеша Попович отличается силой, умом, смекалкой и сообразительностью, то мультипликационный герой полная противоположность : неграмотный, смешной герой, совершает глупые поступки, а также неуклюжий, несколько простоватый, часто попадает в нелепые ситуации, нелепы и его спутники.
Алеша Попович в былине – умный воин, « храбр »- дружинник, для которого смелость, сила духа были профессиональными качествами. Таким образом, в мультфильме уничижается традиционный образ богатыря. Этот мультфильм превращает героическое сказание из истории Отечества в фарс, а герой не дает истинного представления о характере защитника Древней Руси. Былины – память народа о своем героическом прошлом. А без памяти нельзя жить в настоящем и строить будущее. Анализ позволил нам выделить схожие и отличительные черты былинного и мультипликационного героя
Представленное исследование было проведено с целью описания и анализа отличительных и схожих черт русских богатырей в былинах и анимационном фильме. Нельзя считать мультфильмы « Алеша Попович и Тугарин Змей » « Добрыня Никитич и Змей Горыныч » героическим, патриотическим, осмеяны образы богатырей, создана пародия на жанр русского героического эпоса. Нельзя считать мультфильмы « Алеша Попович и Тугарин Змей » « Добрыня Никитич и Змей Горыныч » героическим, патриотическим, осмеяны образы богатырей, создана пародия на жанр русского героического эпоса. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Спасибо за внимание !!! Конец