Экзаменационная работа ученицы 8 класса Черниковой Алены Научный руководитель- Рябова Н.В.
Учитель… Школа… Начало начал. Здесь истоки характеров, идеалов, убеждений. Писатель живёт в своих произведениях, хороший художник - в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах. А хороший учитель - в мыслях и поступках людей.
Задачи: изучить литературу по теме исследования; подобрать художественные произведения русской литературы ХХ века, в которых присутствует образ учителя; проанализировать страницы произведений, связанные с образом учителя; понять, какой след оставляет учитель в душе маленького человека.
Внутренний облик учителя раскрывался в неумолимой заботе о школе, в безграничной любви к детям. Ребята полностью доверяли и глубоко уважали своего наставника.
Борьба за души подростков продолжается и во время оккупации. Борьбу эту учитель Мороз вел до самого последнего своего часа. Он пошел на верную смерть. Знал, что казнят всех: и его, и ребят. И такой была нравственная сила его подвига.
Молоденькая учительница приняла материнское участие в сложной судьбе ученика. Это участие поистине явилось нравственным уроком человека, имеющего глубокую душу, светлый ум, тонкое обаяние, своим участием, теплотой она всё же перевернула, отогрела душу мальчика.
Такой образ современного педагога достоин уважения и подражания. Надежда отдала своим воспитанникам частицу себя, своего тепла, своего сердца, пройдя через всё, что приготовила ей судьба.
На протяжении почти всей повести смотрели на «безумную Евдокию» глазами Олиного отца. Составили для себя искажённый портрет прекрасной воспитательницы, умной и справедливой. «Тот, кто любой ценой хочет быть первым, обречён на одиночество», - говорит Евдокия Савельевна. Наконец, мы видим её такой, какая она есть на самом деле: несуразно одетая, но мудрая, прозорливая, всю жизнь отдавшая своим питомцам.
В практике Харлампия Диогеновича основным принципом было «делать человека смешным». «Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучил нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора».
Быть учителем с большой буквы трудно. Надо отдавать самого себя, жертвовать свободным временем, увлечениями, забывать о здоровье, думать об учениках как о собственных детях, принимать близко к сердцу их проблемы. Именно такими были представлены учителя в произведениях, которые я анализировала.