Обобщение опыта по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе историко-культурного наследия родного города
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится духовно-нравственное развитие личности, одной из составляющих которого является патриотическое воспитание дошкольников. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это любовь к родным местам и гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда и закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Оно формируется у ребенка постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к родным местам и родной культуре. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования и расширения представлений о родном крае имеет применение в учебно- воспитательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится духовно-нравственное развитие личности, одной из составляющих которого является патриотическое воспитание дошкольников. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это любовь к родным местам и гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда и закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Оно формируется у ребенка постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к родным местам и родной культуре. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования и расширения представлений о родном крае имеет применение в учебно- воспитательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному краю, культурному наследию своего народа, создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, и способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному краю, культурному наследию своего народа, создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, и способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры
1.Сформировать у ребенка представления о себе, своей семье и социальном окружении; 2.Дать представление о роли родного города и края в экономическом развитии страны, познакомить с различными объектами, их взаимосвязями и значением для жизни города; 3.Развивать творческие способности детей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, познакомить с народными промыслами; 4.Формировать начала экологической культуры на основе ознакомления с флорой и фауной Сурского края; 5.Познакомить с историческим и культурным наследием родного края; 6.Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, городу, его жителям, труду; 7.Развивать духовно-нравственный потенциал педагогов посредством повышения уровня самообразования в области патриотического воспитания; 8.Ориентировать родителей на духовно-нравственное воспитание детей в условиях семьи через ознакомление с родным Городом 1.Сформировать у ребенка представления о себе, своей семье и социальном окружении; 2.Дать представление о роли родного города и края в экономическом развитии страны, познакомить с различными объектами, их взаимосвязями и значением для жизни города; 3.Развивать творческие способности детей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, познакомить с народными промыслами; 4.Формировать начала экологической культуры на основе ознакомления с флорой и фауной Сурского края; 5.Познакомить с историческим и культурным наследием родного края; 6.Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, городу, его жителям, труду; 7.Развивать духовно-нравственный потенциал педагогов посредством повышения уровня самообразования в области патриотического воспитания; 8.Ориентировать родителей на духовно-нравственное воспитание детей в условиях семьи через ознакомление с родным Городом
Моя семья Природа Пензы и Сурского края Мой город Чем знаменит город Пенза Я люблю свой детский сад и район где я живу. История города. Улицы родного города. Символика. Промышленность (О труде людей). Я люблю свой детский сад и район где я живу. История города. Улицы родного города. Символика. Промышленность (О труде людей). Семья. Я и моё имя. Бабушки и дедушки. Моя родословная. Семья. Я и моё имя. Бабушки и дедушки. Моя родословная. Военные события, связанные с Пензой Художники и поэты. Народные промыслы. Спортивные достижения Военные события, связанные с Пензой Художники и поэты. Народные промыслы. Спортивные достижения Животный мир Растительный мир Полезные ископаемые Водные объекты Животный мир Растительный мир Полезные ископаемые Водные объекты
Принцип системного и организованного подхода, который предполагает скоординированную и целенаправленную работу педагога; Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, то есть учет личностных и возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития; Принцип учета региональных условий, означающий пропаганду идей и ценностей региональной культуры; Принцип активности и действенности, ориентированный на развивающий характер обучения; Принцип интегрированного подхода к обучению, включающий объединение предметного содержания занятий, представленных в разных разделах программы и взаимосвязь разных видов деятельности. Принцип системного и организованного подхода, который предполагает скоординированную и целенаправленную работу педагога; Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, то есть учет личностных и возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития; Принцип учета региональных условий, означающий пропаганду идей и ценностей региональной культуры; Принцип активности и действенности, ориентированный на развивающий характер обучения; Принцип интегрированного подхода к обучению, включающий объединение предметного содержания занятий, представленных в разных разделах программы и взаимосвязь разных видов деятельности.
НОД познавательного цикла, по развитию речи; Наблюдение «Как растет и хорошеет наш город»; Этические беседы по духовно-нравственному воспитанию; Организация свободной самостоятельной деятельности: дидактические игры («Узнай памятник и расскажи о нем», «Кто больше назовет» (улицы города Пензы), «Где работает и кем» и др.,сюжетно-ролевые игры; Чтение художественной литературы; Рассказы воспитателя и детей из личного опыта; Просмотр фильмов, телепередач; Выставка открыток, книг о городе Пензе, картин местных художников с изображением пейзажей родного города («Пройдусь по Пензенскому краю», «Пенза прошлого столетия», «Тарханы».); Целевые прогулки; Экскурсии по достопримечательностям города; Экскурсии в школьные музеи, краеведческий музей; Совместная продуктивная деятельность воспитателей и детей (изготовление поделок из природного материала, рисование «Мой город», «Моя семья», сочинение сказок о детском саде, изготовление макетов схем, итоговые мероприятия согласно тематического плана- праздники, развлечения, встречи с интересными людьми); Совместные мероприятия с родителями («День города», «День матери», «День защитников Отечества», «Масленица», «Сделаем наш садик самым красивым»(благоустройство территории) и др.); Выставка творческих работ детей, совместного творчества детей и родителей; НОД познавательного цикла, по развитию речи; Наблюдение «Как растет и хорошеет наш город»; Этические беседы по духовно-нравственному воспитанию; Организация свободной самостоятельной деятельности: дидактические игры («Узнай памятник и расскажи о нем», «Кто больше назовет» (улицы города Пензы), «Где работает и кем» и др.,сюжетно-ролевые игры; Чтение художественной литературы; Рассказы воспитателя и детей из личного опыта; Просмотр фильмов, телепередач; Выставка открыток, книг о городе Пензе, картин местных художников с изображением пейзажей родного города («Пройдусь по Пензенскому краю», «Пенза прошлого столетия», «Тарханы».); Целевые прогулки; Экскурсии по достопримечательностям города; Экскурсии в школьные музеи, краеведческий музей; Совместная продуктивная деятельность воспитателей и детей (изготовление поделок из природного материала, рисование «Мой город», «Моя семья», сочинение сказок о детском саде, изготовление макетов схем, итоговые мероприятия согласно тематического плана- праздники, развлечения, встречи с интересными людьми); Совместные мероприятия с родителями («День города», «День матери», «День защитников Отечества», «Масленица», «Сделаем наш садик самым красивым»(благоустройство территории) и др.); Выставка творческих работ детей, совместного творчества детей и родителей;
Проведен семинар для педагогов по вопросам патриотического воспитания на примере ознакомления с родным краем, так как эффективность работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию зависит от того, как педагог владеет краеведческим материалом, характерным только для нашей местности и способами его подачи дошкольникам; В группах организованы уголки родного края: «Моя родина – Сурская земля», «Предания старины глубокой», «Памятные места Пензенского края»; «Городу Пензе -365 лет»; Изготовлены дидактические игры «Узнай и назови памятник», «Кто больше назовет» (улицы города Пензы), «Где работает и кем?» и др. ; Оформлены информационные папки: «Герои и мастера Пензы», «Памятники архитектуры», «Чем Пензенская земля богата»; Разработаны конспекты занятий по патриотическому воспитанию; Запланированы мероприятия по организация праздников и развлечений: «День матери», «Пензенские посиделки», «Масленичные гулянья», «23 – февраля», «8 Марта», «День защиты детей»; Разработаны циклы консультаций для педагогов и родителей: «Прекрасное рядом», «Прошлое и настоящее»; Сотрудничество с социумом: библиотека, музеи, школа; В детском саду для ознакомления детей с бытом в людей прошлого века открыта «Комната русского быта». Проведен семинар для педагогов по вопросам патриотического воспитания на примере ознакомления с родным краем, так как эффективность работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию зависит от того, как педагог владеет краеведческим материалом, характерным только для нашей местности и способами его подачи дошкольникам; В группах организованы уголки родного края: «Моя родина – Сурская земля», «Предания старины глубокой», «Памятные места Пензенского края»; «Городу Пензе -365 лет»; Изготовлены дидактические игры «Узнай и назови памятник», «Кто больше назовет» (улицы города Пензы), «Где работает и кем?» и др. ; Оформлены информационные папки: «Герои и мастера Пензы», «Памятники архитектуры», «Чем Пензенская земля богата»; Разработаны конспекты занятий по патриотическому воспитанию; Запланированы мероприятия по организация праздников и развлечений: «День матери», «Пензенские посиделки», «Масленичные гулянья», «23 – февраля», «8 Марта», «День защиты детей»; Разработаны циклы консультаций для педагогов и родителей: «Прекрасное рядом», «Прошлое и настоящее»; Сотрудничество с социумом: библиотека, музеи, школа; В детском саду для ознакомления детей с бытом в людей прошлого века открыта «Комната русского быта».
Дошкольник знает свое имя, фамилию, день рождения, имена родителей, адрес; Дошкольники называют достопримечательности города Пензы и Пензенской области, знают уникальные неповторимые места Сурского края; Перечисляют представителей растительного и животного мира, представителей «Красной книги», способы защиты и охраны природы от губительного влияния человеческого фактора; Ориентируются по карте; узнают на открытках знакомые места и памятники, могут рассказать о них; Знают и называют основные предприятия города, и профессии людей, называя основные трудовые действия, знает кем и где работают члены семьи; Знакомы с творчеством писателей, поэтов, музыкантов Пензы, народным творчеством; Реализуют полученные знания в повседневной жизни и в продуктивной деятельности; Испытывают чувство гордости за свою семью, город, Пензенскую область; Уважают труд взрослых, помогают старшим и сверстникам; У детей сформировано уважение к людям других национальностей, проживающих на территории нашей области, их традициям. Дошкольник знает свое имя, фамилию, день рождения, имена родителей, адрес; Дошкольники называют достопримечательности города Пензы и Пензенской области, знают уникальные неповторимые места Сурского края; Перечисляют представителей растительного и животного мира, представителей «Красной книги», способы защиты и охраны природы от губительного влияния человеческого фактора; Ориентируются по карте; узнают на открытках знакомые места и памятники, могут рассказать о них; Знают и называют основные предприятия города, и профессии людей, называя основные трудовые действия, знает кем и где работают члены семьи; Знакомы с творчеством писателей, поэтов, музыкантов Пензы, народным творчеством; Реализуют полученные знания в повседневной жизни и в продуктивной деятельности; Испытывают чувство гордости за свою семью, город, Пензенскую область; Уважают труд взрослых, помогают старшим и сверстникам; У детей сформировано уважение к людям других национальностей, проживающих на территории нашей области, их традициям.
Оформить картотеку конспектов НОД по краеведению; Организовать в ДОУ музей «Моя малая родина –город Пенза»; Разработка анкет для родителей; Пополнение и изготовление дидактических игр; Привлекать родителей к оказанию помощи при организации экскурсий и прогулок, организации музея; Постоянно пополнять уголки по краеведению в группах; Вести семинары по повышению профессиональной компетентности воспитателей по вопросу патриотического воспитания. Оформить картотеку конспектов НОД по краеведению; Организовать в ДОУ музей «Моя малая родина –город Пенза»; Разработка анкет для родителей; Пополнение и изготовление дидактических игр; Привлекать родителей к оказанию помощи при организации экскурсий и прогулок, организации музея; Постоянно пополнять уголки по краеведению в группах; Вести семинары по повышению профессиональной компетентности воспитателей по вопросу патриотического воспитания.
Над созданием проекта трудились: заместитель заведующей по воспитательной и методической работе Кондакова Любовь Юрьевна и творческая группа сотрудников детского сада Над созданием проекта трудились: заместитель заведующей по воспитательной и методической работе Кондакова Любовь Юрьевна и творческая группа сотрудников детского сада