Я и родная природа Художественное осмысление природы в детском творчестве Пихлецкая Елизавета Дмитриевна Педагог дополнительного образования ГБОУ ДС 2177.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МДОУ «Большегрызловский детский сад общеразвивающего вида «Рябинка» Презентация Тема: "Я и родная природа». Художественное осмысление природы в детском.
Advertisements

ООД Художественно-эстетическое направление (рисование) «Весенный день» Семейный детский сад Воспитатель Беляева О.И.
МОУ ДОД ДДЮТ г.ЛЮБЕРЦЫ ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРУКОВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА.
Тема по самообразованию: Подготовила доклад Воспитатель Протасова Анна Анатольевна.
Виды творчества для детей дошкольного возраста. Выполнила: Карих Анастасия студентка 1 курса Педагогического колледжа им. Макаренко.
Кузнецова М.Н. Внеурочная деятельность: «Юный художник»
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА Учитель: Беленькая Е.Э. ГБОУ Центр образования 1472.
В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, "творит"
Шмыкова Алла Викторовна Педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ 1416 СП-2, образование высшее. Руководитель студий: «Живопись для начинающих», «Графика.
Коллективная работа по мотивам произведения «Матренин двор». Разработал: педагог дополнительного образования Рощина Александра Юрьевна.
«М ЕТОДЫ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ »
Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов Юрий Алексеевич Васнецов Евгений Михайлович Рачёв Евгений Иванович Чарушин.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА. Изобразительные искусства - это группа искусств, основанных на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видимом предметном.
Бельчикова Н.В. – зам.зав. по УВР Нищик С.В. - руководитель изостудии МДОУ д/с 30.
Детское творчество Подготовила: Степаненко А.Ю. Детское творчество "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно.
1 «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ» МБДОУ «Детский сад «Журавушка»
«Правила и средства построения композиции при выполнении натюрморта»
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПЛАНЕТА КРАСОК Разработчик Киреева Любовь Ивановна воспитатель структурного.
Презентацию подготовила Евсеева Елена Александровна.
Колбунова Наталья Васильевна воспитатель МДОУ « Сосновский детский сад » комбинированного вида с. Сосновка.
Транксрипт:

Я и родная природа Художественное осмысление природы в детском творчестве Пихлецкая Елизавета Дмитриевна Педагог дополнительного образования ГБОУ ДС 2177 «Росток»

Образы природы - первообразы ( радуга, цветок, дерево, солнце, дождь) - не случайно являются одними из первых элементов, отражающихся в раннем детском творчестве. Удивительные и необъяснимые для маленького человека явления природы оживают и преображаются в картине, приобретая особую значимость в глазах ребенка, не только воздействуя на его эмоции (красивая радуга, лиловая туча с молниями, удивительный мир животных и птиц), но и, в силу своей таинственности, рождая многочисленные ассоциации и интерпретации.

Различные трактовки общей темы у разных детей свидетельствуют о несходстве их мировоззрения, и наша задача – не унифицировать их восприятие, но развивать индивидуальный взгляд каждого, формируя исключительные качества маленькой личности.

Взаимодействие с природой очищает сознание и душу, обостряет затаенные переживания, открывает эмоциональность каждого художника, его колористическую одаренность или графический дар. Она несет в себе и цвет и линию, поэтому обнаруживает всю многогранность возможностей для творческой самореализации.

В живописи с природой связаны такие основные понятия, как линия горизонта, пространство, перспектива. Природа дает возможность понять, что такое свет, тень, цвет, контраст т.д.

Изображать природу можно в разнообразных техниках – это и гуашь, акварель, граттаж, уголь, монотипия и т.д. Различные материалы позволяют ребенку освоить графический и колористический методы изображения, а педагогу - увидеть склонность малыша к тому или иному способу самовыражения.

Важно постоянное ознакомление ребенка с окружающей средой. Необходимы наблюдения за тем, как формируются растения и деревья, как устроены животные, какие у них повадки. Необходимо наблюдение за пейзажем – фиксация различных состояний природы. Ребенок учится различным понятиям – от времени суток до времени года, а не только объектам, нельзя об этом забывать. Надо учить видеть красоту природы, чтобы она становилась источником вдохновения. Однако стоит обратить внимание не столько на натурный пейзаж, сколько на создание композиции-сочинения на тему природы. Источником вдохновения служат стихи, иллюстрации и личные творческие фантазии, навеянные музыкальными и поэтическими образами природы.

Изображение животных в детском творчестве едва ли не самая популярная тема. Только освоив карандаш, малыш пытается, рисуя круг и украшая его прямыми линиями, изобразить ежа. Работая красками для рисования пальцами, – отпечатывая собственную ладошку, - узнает в оттиске птицу, осьминога, рыбку и т.д.

С самого раннего возраста ребенку читают сказки, стихи и загадки о животных. Неиссякаемым источником словесных образов животных является русский, да и не только, народный фольклор. Именно в нем рождаются характеры животных.

Безусловно, особенности животных, во многом, – плод наблюдений за реальными характерами настоящих зверей. Так, свинья нередко представляется грязнулей, рыба – молчуньей, медведь – силачом, волк – вечно голодным, лиса – хитрой и юркой, собака – хорошим другом. Таким образом, насыщая собственный образный запас через сказки, ребенок, одновременно, черпает информацию из натуральных наблюдений за домашними питомцами, животными в зоопарке, в интересных фильмах о животных. Слагаемые складываются в цельный образ.

На уроке ИЗО дети знакомятся с творчеством крупных советских художников- иллюстраторов: Васнецова, Канашевича, Рачева. Животные этих художников сказочны, очеловечены и характерны. При сохранении общих пропорций, они, зачастую, стилизованы, одеты, наряжены. Внимание детей обращается на связь характерных черт внешнего вида животного, его реального поведения в природе и выросшей из этого образной трактовки у художника.

Поиск характерных особенностей животных у детей проявляется в следующем. Начиная рисовать с двух кругов (голова, туловище), они дополняют фигуру животного именно теми чертами, которые ему присущи: треугольные уши у кота, усы; квадратные зрачки у козы; рога, копыта. И т.д.

Мир животных – неисчерпаемый источник различных текстур, фактур и цветов: пух, кожа, чешуя, шерсть, перья (Первое пальчиковое рисование как раз основано на передачи фактуры: чешуя – точки, шерсть – длинная размашистая линия; наклеивание крупы – имитация кожи бегемота).

Ребенок получает наиболее яркое впечатление от цвета именно на примере многообразия животного мира (крыло бабочки, тропические рыбки, оперение птиц, защитная окраска зверей, узоры на шкурах). Так, рисуя зебру, ребенок учится распределению цветовых пятен, знакомится с понятием ритма и контраста.

Разнообразие форм животного мира впечатляет и стимулирует к творчеству.

На занятиях детям предлагается поэкспериментировать с различными техниками (сухая кисть, пастель, акварель «по- сырому»), что помогает передать фактуры животных. Кроме живописи, графики, дети охотно лепят зверей. Проводится эксперимент на пропорции и соответствие действительности, соотношению частей.

В оригами открывается стилизованный образ животного.

Л. С. Выготский писал, что кроме воспроизводящей деятельности, в поведений человека присутствует деятельность комбинирующая или творческая, на базе которой и создаются произведения изобразительного искусства у детей раннего возраста. Поэтому мир природы у детей не всегда похож на реальный. Тем не менее, именно живые звери, птицы и растения становятся огромным стимулом для творчества и источником вдохновения.