Управление процессом информатизации В.В. Ольшанов, проректор по информатизации Коми республиканский институт развития образования
Информатизация образования Что это такое?
Информатизация образования Информатизация образования – это не столько технологический, сколько педагогический феномен. Для успешного решения задач, стоящих перед школой, развитие цифровой образовательной среды должно быть тесно увязано с обновлением целей и содержания образования, регламентов работы школы, разработкой и освоением стандартов, аттестационных процедур, учебно-методических материалов нового поколения, обновления методов учебной работы, профессиональным ростом педагогических кадров и обновлением культуры педагогического труда. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю.
Информатизация образования Информатизация образования – инновационный процесс изменения содержания, методов и организационных форм на этапе перехода школы к работе в условиях информационного общества
Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020г. : «Развитие системы общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования»
Управление процессом изменений Современные бизнес-процессы техники и организационные решения в области результативного управления изменениями для развития и поэтапной трансформации традиционной школьной культуры.
Схема управления процессом изменений 1. Видение. В школе формируется общее представление о возможных и желаемых изменениях. 2. Изучение. Выявляется и обсуждается опыт других школ (реальные педагогические практики и инновации). 3. Вовлечение. Формируются отношения сотрудничества, складывается организационный механизм поддержки со стороны внешней среды школы. 4. Планирование. Проводится оценка всего собранного материала для определения содержания и масштабов осуществляемой инновации. 5. Реализация. Идеи и планы воплощаются в жизнь. 6. Рефлексия и оценка. Анализируется процесс осуществления разработанных планов. Проект «Инновационные школы» The Microsoft Partners in Learning Innovative Schools Program
Критерии для признания школы передовым учреждением в области информатизации Программа и план информатизации охватывают все стороны жизни школы, включают систематическую оценку результатов и мониторинг. Они рассчитаны минимум на три года. Сформулирована ясная и всеобъемлющая политика в области совершенствования учебно-воспитательного процесса на основании средств ИКТ. Усилия направляются на использование ИКТ для улучшения учебной работы и в рамках отдельных дисциплин, и в межпредметных областях. Учебные достижения школьников в области ИКТ систематически оцениваются. ИКТ используют для отслеживания учебных достижений школьников и результатов их работы. Определены направления развития школы, которые обеспечены необходимыми ресурсами. Постоянно ведется работа по профессиональному росту учителей для совершенствования учебной работы с использованием ИКТ. Школа стремится развивать связи с родителями и местной общественностью, заинтересовать и вовлечь их в решение задач совершенствования учебной работы с использованием ИКТ. Источник: BECTA
Ключевые направления изменений Разработка сценариев будущего школы, формирование у родителей, педагогов, политиков и всех заинтересованных сторон ясного видения целей этой работы, будущего школы. Опережающие исследования и разработки, а также педагогические эксперименты, которые опираются на перспективные разработки в сфере ИКТ и позволяют находить и опробовать высоко результативные методические и организационные решения по построению российской школы. Доказательно-результативное распространение результатов исследований и разработок и новых средств ИКТ, которые помогают решать актуальные текущие задачи школы. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю.
Действенные и ложные ориентиры Действенные ориентиры: Повышают мотивацию учащихся и педагогов к успешной учебной работе, ведут к успешной учебной работе, ведут к распространению новых, высокоэффективных педагогических практик; Способствуют кооперации и последовательному расширению масштабов совместной (коллективной) работы участников образовательного процесса (и учащихся, и педагогов); Оказывают воздействие на все без исключения образовательные учреждения и всех работающих здесь педагогов. М. Фуллан
Ложные и действенные ориентиры (по М. Фуллану) Ложные ориентирыДейственные ориентиры Повышать требовательность, усилить контроль (использование результатов тестирования учащихся и аттестации учителей для их поощрения и/или наказания) Улучшать образовательные процесс (повышение результативности используемых педагогических) Повышать квалификацию учителей и руководителей школы (профессионального совершенствование, рост человеческого капитала) Формировать развивающиеся профессиональные сообщества (развитие педагогических коллективов, рост социального капитала) Внедрять средства ИКТ (современные средства ИКТ –планшеты, Интернет и т.п. – позволят решить стоящие проблемы) Внедрять новые педагогические практики (распространение высокорезультативных педагогических практик, которые используют современные средства ИКТ