Решение логических задач табличным способом Комарова Е.Г., учитель информатики и ИКТ, МБОУ «СОШ 7» г. Колпашево Томской обл. Всероссийский конкурс авторских.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Решение логических задач при помощи таблиц. Встретились три подруги - Белова, Краснова, Чернова. На одной из них было черное платье, на другой - красное,
Advertisements

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1 г.Суздаля» Плотникова Татьяна Владимировна.
И вот тогда остался у него только один выход … Задача 1 Беседуют трое: Белокуров, Чернов и Рыжов. Брюнет сказал Белокурову: «Любопытно, что один из нас.
Преобразование информации путем рассуждений. Получение новой информации В результате обработки имеющейся (входной) информации, мы получаем новую (выходную)
Алгоритмические модели Кто есть кто?. I этап. Постановка задачи Описание задачи. В школе учатся четыре талантливых мальчика: Иванов, Петров, Сидоров и.
Задача 1 Беседуют трое: Белокуров, Чернов и Рыжов. Брюнет сказал Белокурову: «Любопытно, что один из нас русый, другой – брюнет, а третий – рыжий, но.
Табличная форма представления информации 5 класс.
Представление информации в форме таблиц Структура таблицы Табличный способ решения логических задач Это интересно.
Автор: учитель математики МОУ СОШ 3 г. Климовска Колчина О. В,
Решение нестандартных задач на установление соответствия.
Решение логических задач. Задача 1. На конгрессе встретились четверо ученых: физик, биолог, историк и математик. Национальности их были различны, и, хотя.
Таблица универсальное средство представления информации. В таблице может содержаться информация о различных свойствах объектов, об объектах одного класса.
ЦЕЛИ УРОКА: Научить решать логические задачи с помощью таблицы; - познакомить с формой логического мышления – умозаключением, учить строить математические.
Представление информации в форме таблиц Структура таблицы Табличный способ решения логических задач Самое главное Вопросы и задания Компьютерный практикум.
ТАБЛИЧНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ТЕМА УРОКА. ЗАДАЧИ УРОКА: 1.Просто ли построить таблицу? Что при этом необходимо учитывать? 2.Простые правила построения.
Авторы: Сухова К.Г., Буланкина А.А.(учащиеся 10 класса) Руководитель: Ведунова Светлана Николаевна (учитель математики) МОУ СОШ 2 пгт. Серышево Амурская.
Задача 1 Александр Борис Виктор врачжурналистспортсмен Александр, Борис, Виктор и Григорий – друзья. Григорий Один из них – врач, другой – журналист,
Игра «Крестики – нолики» 7 класс Игра «Крестики – нолики» Заниматель- ная математика Ассоциация Внимание, внимание! Вот это Да! Черный ящик Кто больше?
РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ. ЗАДАЧА ТОЛСТОГО Лев Толстой как-то заметил, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой,
Шесть школьников, участвуя в воскреснике, разбились на три брига- ды. Бригадиров звали: Володя, Петя, Вася. Володе с Мишей дали двухмет- ровые, Пете с.
Транксрипт:

Решение логических задач табличным способом Комарова Е.Г., учитель информатики и ИКТ, МБОУ «СОШ 7» г. Колпашево Томской обл. Всероссийский конкурс авторских учебных заданий «Школьный задачник » Номинация: Задания для практической работы на уроке Предмет: информатика и ИКТ Класс: 8 класс Средства с помощью которых создан дидактический материал - презентация Microsoft Office PowerPoint

Содержание: 1.ВведениеВведение 2.Пример решения логической задачи табличным способом.Пример решения логической задачи табличным способом. 3.Задача 1.Задача 1 4.Задача 2.Задача 2 5.Задача 3.Задача 3 6.Задача 4.Задача 4 7.Задача 5.Задача 5 8.Задача 6.Задача 6 9.Задача 7.Задача 7 10.Задача 8.Задача 8 11.Задача 9.Задача 9 12.Задача 10.Задача Ответы.Ответы 14.ЛитератураЛитература

Введение Решать логические задачи очень увлекательно. Половина решения любой логической задачи (а иногда и гораздо больше половины) состоит в том, чтобы как следует разобраться в условии, распутать все связи между участвующими объектами. Есть люди, для которых решение логической задачи - увлекательная, но несложная задача. Их мозг как луч прожектора сразу освещает все хитроумные построения, и к правильному ответу он приходит необычайно быстро. Замечательно, что при этом он и не могут объяснить, как они пришли к решению. "Ну это же очевидно, ясно", - говорят они. "Ведь если... " - и они начинают легко распутывать клубок противоречивых высказываний. "Действительно, все ясно", - говорит слушатель, огорченный тем, что он сам не увидел очевидного рассуждения. Согласитесь, что такое же ощущение часто возникает при чтении детективов. Основной прием, который используется при решении текстовых логических задач, заключается в построении таблиц. Таблицы не только позволяют наглядно представить условие задачи или ее ответ, но в значительной степени помогают делать правильные логические выводы в ходе решения задачи. Приглашаю познакомиться с примером решения конкретной задачи методом таблиц.

Рассмотрим на примере как решаются такие задачи. Задача. Три подружки Вера, Надежда и Люба вышли на улицу в красном, зеленом и синем платье. Их туфли были тех же цветов. У Веры цвета платья и туфель совпадали. У Надежды ни туфли, ни платье не были красными. Надежда была в зеленых туфлях, а в платье другого цвета. Как были одеты девочки? Имена девочек: Вера, Надежда, Люба. Платья девочек: красное, зеленое, синие. Туфли девочек: красные, зеленые, синие.

ПлатьеТуфли КЗСКЗС Вера Надежда Люба Составляем таблицу:

Три подружки Вера, Надежда и Люба вышли на улицу в красном, зеленом и синем платье. Их туфли были тех же цветов. У Веры цвета платья и туфель совпадали. У Надежды ни туфли, ни платье не были красными. Надежда была в зеленых туфлях, а в платье другого цвета. Как были одеты девочки? Надежда: туфли не красные, платье не красное

ПлатьеТуфли КЗСКЗС Вера Надежда -- Люба

Три подружки Вера, Надежда и Люба вышли на улицу в красном, зеленом и синем платье. Их туфли были тех же цветов. У Веры цвета платья и туфель совпадали. У Надежды ни туфли, ни платье не были красными. Надежда была в зеленых туфлях, а в платье другого цвета. Как были одеты девочки? Надежда: туфли зеленые, платье не зеленое

ПлатьеТуфли КЗСКЗС Вера Надежда ---+ Люба

ПлатьеТуфли КЗСКЗС Вера Надежда Люба

ПлатьеТуфли КЗСКЗС Вера - Надежда Люба -

ПлатьеТуфли КЗСКЗС Вера - Надежда Люба -

ПлатьеТуфли КЗСКЗС Вера -- Надежда Люба --

Три подружки Вера, Надежда и Люба вышли на улицу в красном, зеленом и синем платье. Их туфли были тех же цветов. У Веры цвета платья и туфель совпадали. У Надежды ни туфли, ни платье не были красными. Надежда была в зеленых туфлях, а в платье другого цвета. Как были одеты девочки? Вера: туфли и платье одинакового цвета

ПлатьеТуфли КЗСКЗС Вера +-+- Надежда Люба --

ПлатьеТуфли КЗСКЗС Вера Надежда Люба --

ПлатьеТуфли КЗСКЗС Вера Надежда Люба ----

ПлатьеТуфли КЗСКЗС Вера Надежда Люба

Ответ: Вера: платье красное, туфли красные; Надежда: платье синие, туфли зеленые; Люба: платье зеленое, туфли красные. ПлатьеТуфли КЗСКЗС Вера Надежда Люба

Задача 1. В школе учатся четыре талантливых подростка: Иван, Петр, Алексей и Андрей. Один из них будущий хоккеист, другой преуспел в футболе, третий легкоатлет, четвертый подает надежды как баскетболист. О них известно следующее: 1. Иван и Алексей присутствовали в спортзале, когда там занимался легкоатлет. 2. Петр и хоккеист вместе были на тренировке баскетболиста. 3. Хоккеист раньше дружил с Андреем, а теперь неразлучен с Иваном 4. Иван незнаком с Алексеем, так как они учатся в разных классах и в разные смены. Кто чем увлекается?

Задача 2. В купе одного из вагонов поезда «Москва-Одесса» ехали москвич, петербуржец, туляк, киевлянин, харьковчанин и одессит. Их фамилии начинались с букв «А», «Б», «В», «Г», «Д», «Е». В дороге выяснилось, что: 1) А. и москвич врачи; 2) Д. и петербуржец учителя; 3) В. и туляк инженеры; 4) Б. и Е. участники Великой Отечественной войны, а туляк в армии совсем не служил; 5) харьковчанин старше А.; 6) одессит старше В.; 7) Б. и москвич сошли в Киеве; 8) В. и харьковчанин сошли в Виннице. Определите профессию и место жительства каждого из пассажиров.

Задача 3. У подъезда припарковались четыре машины: «Жигули», «Волга», «Москвич» и «Запорожец». Они красного, желтого, белого и зеленого цветов. По утрам на них уезжают художник, пекарь, учитель и инженер. Происходит это в 8, 9, 10 и 12 часов. Определите, кому какая машина принадлежит, какого она цвета и когда отъезжает, если известно, что: 1) у учителя не «Москвич»;. 2) «Запорожец» не белый, а «Волга» не желтая; 3) инженер уезжает сразу после «Запорожца»; 4) пекарь уезжает не в 9 и не в 12; 5) раньше всех уезжает учитель; 6) художник уезжает позже красного «Москвича».

Задача 4. В кафе встретились три друга: скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. Замечательно, что один из нас имеет белые, один черные и один рыжие волосы, но ни у одного из нас нет волос того цвета, на который указывает его фамилия, - заметил черноволосый. Ты прав, - сказал Белов. Какой цвет волос у художника?

Задача 5. В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом, в банке – не лимонад и не вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. Куда налита каждая жидкость?

Задача 6. Три друга – спортсмена - Алеша, Вася и Сережа – учились в одном классе. Каждый из них увлекался двумя видами спорта из следующих шести: футбол, волейбол, баскетбол, теннис, плавание и велоспорт. Известно, что: все трое – Сережа, теннисист и пловец ходят из школы домой вместе, пловец и футболист – соседи по дому, Алеша самый старший из троих, а теннисист старше велосипедиста, Наиболее интересные спортивные передачи по телевизору все трое – Алеша, велосипедист и волейболист – смотрят вместе. Надо узнать, кто каким спортом увлекается.

Задача 7. На школьном вечере четыре юноши: Валентин, Николай, Владимир и Алексей все из разных классов, и их одноклассницы танцевали танец, но каждый юноша танцевал не своей одноклассницей. Лена танцевала с Валентином, Аня – с одноклассником Наташи, Николай - с одноклассницей Владимира, а Владимир танцевал с Олей. Кто с кем танцевал?

Задача 9. В одном поселке живут три товарища: Саша, Коля и Петя, которые осваивают новую профессию. Один из них готовится стать дизайнером, другой - садоводом, третий - парикмахером. Кроме того, все они имеют и другую профессию: один строитель, другой – руководитель драмкружка, а третий ведет дискотеки. В разное время они сказали разные фразы: Петя, ты меня не жди, я должен доделать прическу, Эх, Коля, вести дискотеку – сложно, но мне очень нравится, Завтра, Коля, ко мне не приходи, я буду на конкурсе парикмахеров, На днях я получу новый диск Комнатные растения.Для меня, как для будущего садовода, он будет интересным и полезным. Наблюдал я вчера за тобой во время репетиции и подумал, что тебе поставить пьесу не легче, чем мне вывести новый сорт роз. С применением новых технологий в строительстве я совершенно не знаком, хотя как дизайнеру надо сними познакомиться. Попробуйте по этим фразам установить, кто из друзей осваивает какую профессию и какую профессию они уже имеют?

Задача 8. После традиционного вечера встречи с бывшими выпускниками школы в стенгазете появилась заметка о трех бывших учениках школы. В этой заметке было написано, что Иван, Борис и Андрей стали учителями. Теперь они преподают разные дисциплины: один – математику, второй – физику, третий – химию. Живут они тоже в разных городах: Минске, Витебске и Харькове. В заметке было еще написано, что первоначальные их планы осуществились не полностью: Иван работает не в Минске, Андрей – не в Витебске; житель Минска преподает не математику, Андрей преподает не физику. Повезло только жителю Витебска: он преподает любимую им химию. Кто есть кто?

Задача 10. Арташ, Отар, Гурам и Сурен занимаются в разных спортивных секциях. Один из них играет в баскетбол, другой – в волейбол, третий – в футбол, четвертый – в теннис. У них различные увлечения: один из них любит кино, другой – театр, третий – эстраду, а четвертый – цирк. Арташ не играет ни в волейбол, ни в баскетбол. Отар играет в футбол и любит театр. Сурен не играет в волейбол. Тот из ребят, кто играет в волейбол, любит ходить в кино, а тот, кто играет в баскетбол, не любит цирк. Какое у каждого из них увлечение, и каким видом спорта занимается каждый?

Ответы. Задача 1Задача 1. Задача 2Задача 2. Задача 3Задача 3. Задача 4Задача 4. Задача 5Задача 5. Задача 6Задача 6. Задача 7Задача 7. Задача 8Задача 8. Задача 9Задача 9. Задача 10Задача 10.

Ответ к задаче 1. Иван футболист, Петр легкоатлет, Алексей хоккеист, Андрей баскетболист.

Ответ к задаче 2. А. одессит, врач; Б. петербуржец, учитель; В. киевлянин, инженер; Г. туляк, инженер; Д. харьковчанин, учитель; Е. москвич, врач.

Ответ к задаче 3. –У пекаря желтые «Жигули», он уезжает в 10 часов; –у художника белая «Волга», он уезжает в 12 часов; –у инженера красный «Москвич», он уезжает в 9 часов; – у учителя зеленый «Запорожец», он уезжает в 8 часов.

Ответ к задаче 4. –Белов – рыжий, –Чернов – блондин, –Рыжов – брюнет.

Ответ к задаче 5. –Молоко – в кувшине, –Лимонад – в бутылке, –Квас – в банке, –Вода – в стакане.

Ответ к задаче 6. –Алеша – баскетбол и плавание, –Вася – волейбол и теннис, –Сережа – футбол и велоспорт.

Ответ к задаче 7. –Танцевали Лена с Валентином, Оля с Владимиром, Аня с Николаем, Наташа с Алексеем. –Учатся в одних классах Аня и Владимир, Оля и Валентин, Лена и Алексей, Наташа и Николай.

Ответ к задаче 9. –Саша – парикмахер и строитель, –Коля – дизайнер и руководитель драмкружка, –Петя - садовод и ведущий дискотек.

Ответ к задаче 8. –Иван – химик - Витебск –Борис - физик - Минск –Андрей - математик – Харьков

Ответ к задаче 10. –Арташ – теннис – цирк, –Отар – футбол – театр, –Гурам – волейбол – кино, –Сурен – баскетбол – эстрада.

Литература: Решение логических задач с помощью таблиц, Кочкина Елена Константиновна, учитель - Решение логических задач - page_4142.htmlhttp://inf61.blogspot.ru/p/blog- page_4142.html Сетевой проект Математика без формул/Метод таблиц - етод_таблиц етод_таблиц Автор шаблона, Ранько Елена Алексеевна, учитель начальных классов МАОУ лицей 21 г. Иваново -