Управление реализацией «дорожных карт» изменений в социальной сфере, направленных на повышение эффективности образования и науки: ключевые вызовы и компетенции руководящих работников в сфере дошкольного и общего образования М.М. Миркес к.филос.н., доцент Сибирского федерального университета Директор НОУ «Школа антропоники» эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика».
Специфика управления оказанием УСЛУГИ
1. Ключевая проблема управления услугой Как правило, управленец не задается вопросом существенного повышения эффективности оказания услуги. Тренинг: придумайте 5 способов повышения эффективности работы вашей организации (которая оказывает услугу) – в два раза.
2.Управление качеством услуги Качество услуги – во-многом не «соответствие норме», а согласование представлений / отношений всех действующих лиц Например:
Учащиеся:
Педагоги
Общественность
Как правильно? ФГОС Коммуникация всех субъектов образования (учащиеся, родители, педагоги, педагогическое проф.сообщество, работодатели, общественность) Эффективный контракт
Дошкольное образование Как оценивать качество образования? Как выстроить согласованное отношение к качеству услуги у детей, педагогов, родителей, общественности, государства? Не можем оценивать: персональные образовательные достижения ребенка (ЕГЭ для детского сада). Можем оценивать: образовательную СРЕДУ, ПРОГРАММУ, УСЛОВИЯ Как согласовать представления?
Детский сад 2
Как правильно? ФГОС: = характеристики среды (насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность…) = индивидуализация образования как принцип = Какая среда больше способствует становлению целевых ориентиров? Инициативность, самостоятельность, умение выбирать, уверенность, взаимодействие, воображение, игра, волевое усилие, любознательность, склонность к наблюдению и экспериментированию, принятие собственных решений…
Договоренность профессионального сообщества, экспертная позиция педагогов- дошкольников, профессиональные обсуждения, профстандарт Согласование представлений о качестве с потребителями услуги, возможность ВЫБОРА формы и места получения дошкольного образования Эффективный контракт (как гарантировать эффективность?)
А может так?
3.Форсайты образования: вызовы настоящего и будущего Постоянное обучение – это значит, что ключевыми качествами становятся наличие интереса, инициативы, самостоятельности, умения найти образовательный ресурс и учиться, рефлексия… Вариативность форм образования в течение всей жизни, быстрое развитие «свободных» форм образования вне школы Будущее не определено образование – это не «подготовка к будущему», а современная полноценная жизнь сейчас
4.Три направления деятельности в дорожной карте: дошкольное образование 1. Реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации (новые ДС, увеличение мест, разнообразие форм, привлечение негос.организаций) 2.Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования включает в себя: разработку и внедрение ФГОС ДО; кадровое обеспечение системы дошкольного образования; разработку и внедрение системы оценки качества ДО. 3.Введение эффективного контракта в дошкольном образовании