ПРИМЕЧАНИ Е. Чтобы изменить изображение на этом слайде, выделите рисунок и удалите его. Затем щелкните значок "Рисунки" в заполнителе и вставьте свое изображение. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИСТОРИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ В ХХI В. Лекция 4 рограмма дополнительного профессионального педагогического образования «А КТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ »
План лекции Школьное историческое образование как система Новые приоритеты общего образования в ХХI веке Школьное историческое образование в России в контексте разработки Государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения
Школьное историческое образование как система Школьное историческое образование представляет собой социально-педагогический феномен, многоуровневое социокультурное явление, целостную открытую многофакторную и многоуровневую образовательную систему, включающую ценности, традиции, нормы, принципы, механизмы воспроизводства и реализации компонентов системы, критерии эффективности и др.
3 Школьное историческое образование как система Первый уровень – предметный (история как школьный учебный предмет) Второй уровень – институционально- образовательная среда исторического образования Третий уровень – «внешняя» по отношению к историческому образованию среда, подсистема условий и факторов внешнего образовательного контекста, являющихся важным ресурсом непрерывного исторического образования. 2 1
В структурно-содержательном плане система школьного исторического образования включает в себя следующие компоненты стандарта: комплекс социально обусловленных целей – функций школьного исторического образования содержание обучения истории формы, методы, приемы и средства (способы) преподавания и изучения истории результаты обучения, воспитания и развития учащихся и критерии их диагностики
Новые приоритеты общего образования в ХХI веке В настоящее время отечественная система образования столкнулась с новыми вызовами, которые обусловлены глобализацией, интеграцией российской системы образования в мировое образовательное пространство, новой геополитической ситуацией в мире.
З адание 1 1.Сделайте прогноз основных тенденций развития системы общего образования в России в условиях начала ХХI века. 2.Обоснуйте его конкретными примерами и тенденциями развития своего образовательного учреждения.
З адание 2 1.Проведите сравнительный анализ концептуальных основ развития образова- тельных систем в ХХ в. («образование для жизни») и в ХХI в. («образование через всю жизнь»). 2.Почему концепция непрерывного образования ЮНЕСКО считается императивом ХХI в.? 3.Свой ответ обоснуйте, приведите аргументы.
Ведущие тенденции общественного развития в информационную эпоху ХХ век «Образование для жизни» XXI век «Образование через всю жизнь» Ценность и цель образования в XXI веке: создание наиболее благоприятных условий для развития личности школьника как индивидуальности
Ценностные ориентиры общего образования как ведущего института социализации личности в российском обществе приобщение детей, подростков и молодежи к ведущим ценностям отечественной и мировой культуры; формирование гражданской идентичности личности, осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире; готовность содействовать росту конку- рентоспособности и процветания своей Родины – Российской Федерации;
Ценностные ориентиры общего образования как ведущего института социализации личности в российском обществе понимание и принятие ценностей иных культур, мировоззрений и цивилизаций; осознание человеком своей сопричастности с судьбой своей страны, человечеством; формирование у молодежи способности к восприятию идей диалога культур, способствующих формированию толерантного сознания, солидарности, взаимопонимания между людьми разных убеждений, национальных культур, религий;
Ценностные ориентиры общего образования как ведущего института социализации личности в российском обществе формирование мотивации к познанию и творчеству, любознательности, готовности к самообучению в течение всей жизни; готовность к сотрудничеству с другими людьми, социальным коммуникациям на основе восприятия позитивных ценностей; уважение других людей как условие развития самоуважения человека, возможность и готовность человека быть самим собой, принимать самостоятельные решения в разных социальных, профессиональных и личностных ситуациях;
Ценностные ориентиры общего образования как ведущего института социализации личности в российском обществе готовность и способность человека принимать ответственность за собственные решения, действия и поступки перед самим собой и другими людьми; готовность содействовать росту конкурентоспособности и процветания своей Родины – Российской Федерации.
З адание 3 1.Назовите ценностные ориентиры образования как ведущего института социализации личности в российском обществе. 2.Как вы понимаете миссию общего образования? Ответ обоснуйте.
Ключевые направления и тенденции трансформации системы социально-гуманитарного образования и подсистемы общего исторического образования в Российской Федерации тенденция к построению образовательного процесса, направленного на реализа- цию ценностей гражданско- патриотического воспитания молодежи; тенденция к построению гуманистической, личностно- ориентированной образова- тельной системы, учиты- вающей многообразие чело- веческой индивидуальности; тенденция к формированию образовательной системы, прагматически направленной, ориентированной на тесную связь процесса обучения с потребностями и образова- тельными запросами обучаю- щихся; тенденция к становлению диалогичного по характеру учебного процесса, имеющего деятельностный характер, стимулирующего индивидуальную и групповую учебную деятельность, способствующего демократическому воспитанию школьников, формированию гражданской культуры, приобретению ими опыта критического мышления и межкультурной коммуникации; тенденция к освоению образова- тельных технологий, основанных на ресурсах новой информа- ционно-образовательной среды; тенденция к освоению ресурсов компетентностного подхода, который дополняет и взаимодействует с классическим «знаниевым» подходом.
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ! Издательство «Просвещение»