«Игры в жизни наших детей» МАДОУ «Детский сад 104» комбинированного вида Саранск Воспитатель: И.Г. Просвирнина
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.» В.А.Сухомлинский «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет на работе, когда вырастет.» А.С.Макаренко
Дошкольное детство – короткий, но важный период становление личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильно поведения, складывается характер.
Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не «поправдашний» доктор, но чувствует ответственность за здоровье своих «пациентов».
Цель – влияние игр на развитие взаимоотношений между детьми в дошкольном возрасте.
В ОЗМОЖНОСТИ ИГРЫ ОГРОМНЫ, ОНИ : Развивают познавательные процессы личности – внимание, память, восприятие, мышление, воображение; Тренируют наблюдательность и ум; Развивают творческие способности у детей; Формируют эмоционально – чувственную сферу личности дошкольника; Способствуют познанию ребенком самого себя и побуждают его к самосовершенствованию; Учат самодисциплине, настойчивости, выдержке – всем тем качествам, без которых трудно жить и достигать поставленных целей и задач.
В детском возрасте происходит зарождение и интенсивное становление отношений к другим людям. Опыт этих первых отношений является основой для дальнейшего развития личности ребенка и во много определяет особенности самосознания человека, его отношение к окружающему, его поведение и самочувствие среди людей. Подвижная игра является ведущим методом как физического, так и всестороннего воспитания. Она оказывает всестороннее воздействие на ребенка дошкольного возраста. Играя, дети познают окружающий мир, себя и сверстников, свое тело, изобретают, творят окружающее, а так же устанавливают отношения со сверстниками, при этом развиваются гармонично и целостно. Именно подвижная игра выступает, способствует формированию межличностных отношений и общения между сверстниками, умственному развитию ребенка, совершенствованию познавательных процессов, развитию творческой активности детей.
Основной путь воспитания в игре – влияние на ее содержание, т.е. на выбор тем, развития сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Темой игры – это то явление жизни, которое будет изображаться: семья, праздники, магазин, парикмахерская, детский сад. Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок. Роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны.
Сюжетно-ролевая игра Большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Ребята возят грузовики, лечат «больных пациентов», играют в «семью», парикмахерскую и т.д. Через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.
Театрализованная игра Способствует развитию речи - обогащает образными сравнениями, литературными оборотами, делает более эмоциональной и выразительной.
Развивающие игры Игры этого типа привлекают детей своей особой занимательностью. Они очень важны для детей. Ребенку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле он тренирует воображение, мышление, развивает свои творческие способности.
Конструкторские игры Эти игры развивают личность ребенка, его индивидуальность, творческий потенциал основанный на принципах сотрудничества и сотворчества со взрослыми, без запретов и категоричных отрицаний со стороны воспитателя. В процессе игры у детей формируются такие качества, как инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, коммуникабельность. Эти игры позволяют развивать их конструкторские способности, отрабатывать навыки и умения детей, совершенствовать коммуникативные качества, умение мыслить легко и свободно.
Подвижные игры В этих играх дети сосредоточивают свое внимание на игровом объекте. Это улучшает устойчивость их внимания, помогают преодолеть рассеянность и быструю отвлекаемость. Дети накапливают двигательный опыт и постепенной у них формируется более высокий уровень развития произвольных движений. Коллективная подвижная игра ставит ребенка в такое положение, когда ум начинает работать живо и энергично, действия становятся точными, движения четкими.
Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. В.А. Сухомлинский
С ПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !