Дидактическая игра – одно из средств развития познавательных способностей учащихся
«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В.А.Сухомлинский)
Дидактическая игра - это гуманная и естественная для ребенка форма обучения. Она содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Педагог одновременно является и руководителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его принять. Игровые действия ребёнка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулом его активности в познании. Игровая среда создаёт обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность.
Использование дидактических игр как средства обучения младших школьников определяется рядом причин: - игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте, поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы - это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу; - имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно образного типа мышления; - освоение учебной деятельности, включение в неё детей идет медленно; - недостаточно сформирована познавательная мотивация.
Основными функциями дидактических игр являются: - функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму; - функция формирования психических новообразований; - функция формирования собственно учебной деятельности; - функции формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы; - функция формирования навыков самоконтроля и самооценки.
Дидактические игры являются одним из средств развития интеллектуальных способностей учащихся. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Так развивается способность к суждению, умозаключению, а также умение применять свои знания в разных условиях. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию.
Кто лишний?
Дополни верхний ряд предметами из изображенных ниже По цвету По форме Проверка ?
Найди в каждом ряду два одинаковых предмета
Продолжи ряд
Зачеркни все буквы, встречающиеся более одного раза, а оставшиеся буквы соедини. Какое число получится? Один два три сто сода руль ива. Восемь два три семь пан трап. Три один сто ремонт нуль дуло. Один сев линия ус сто нуль. Два кол вал песок пять. Шесть печь печень пшено.
Найди любимую рыбку Маши, если ты знаешь, что она не длинная, без горошин, не грустная, у неё закрыт рот и у неё не три полоски.
На одном берегу – утята, на другом – цыплята. Кто быстрее доплывёт до острова?
Рассмотри картинки. Подумай, что было сначала, а что потом.
Пищевая цепь Найдите закономерность
Ребусы
Танграм
Таким образом, игра должна рассматриваться как могущественный, незаменимый рычаг умственного развития ребенка, как вид деятельности, организуемый в процессе обучения с целью развития памяти и других познавательных процессов.
Спасибо за внимание!