ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГБОУ СПО КОЛЛЕДЖ СФЕРЫ УСЛУГ 44 ПЕРВИЧНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА «Разработка и внедрение системы менеджмента качества образовательного учреждения на основе международного стандарта ISO 9001:2008»
Актуальность инновационного проекта Несоответствие: между необходимостью обеспечения ОУ СПО качества образования в соответствии с требованиями времени и реальной практикой. Проблема: недостаточность инструментария для обеспечения качества образования ОУ СПО в соответствии с требованиями времени. На современном этапе развития Российского образования базовые требования к системе качества образовательного учреждения определяются, в том числе, рядом международных соглашений и актов, подписанных Россией (Болонская и Саламанская декларации, Бергенское, Берлинское, Пражское и Копенгагенское коммюнике и др.). Чтобы не оказаться аутсайдером на сегодняшнем рынке образовательных услуг, образовательное учреждение, декларирующее наличие системы оценки качества профессионального образования, не имеет права игнорировать такие реалии, как соглашения, принятые международным образовательным сообществом в рамках Копенгагенского и Болонского процессов. Стоит учитывать и вступление России в ВТО. Создание и внедрение Московского стандарта качества образования предъявляет определенные требования и к системе менеджмента качества образовательного учреждения профессионального образования.
ОПЫТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: МОДЕЛИ СИСТЕМ КАЧЕСТВА ISO 9000, ГОСТ Р ИСО IWA 2:2002 ТИПОВАЯ МОДЕЛЬ КАЧЕСТВА ВУЗА EFQMENQA TQM
Все приведенные выше модели построены на принципах всеобщего управления качеством TQM (Total Quality Management): Европейская модель совершенства EFQM (Европейский фонд управления качеством); С моделью EFQM гармонизирована модель национальной премии Правительства России в области качества и Модель ежегодного конкурса Рособрнадзора «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования»; Модель ENQA (Европейская Ассоциация Гарантии качества высшего образования) – применяется вузами; Стандарт IWA 2:2002 – руководство по применению ISO 9001:2000 в сфере образования – адаптированный вариант; Типовая модель качества вуза - применяется вузами; Международный стандарт ISO 9001:2008 – при разработке которого учтен лучший мировой опыт в области СМК; ГОСТ Р ИСО 9001:2008 – Российский аналог ISO 9001:2008.
Цель инновационного проекта Сертификация системы менеджмента качества колледжа в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001:2008 СМК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ISO 9001:2008 это система управления система управления по достижению целей образовательной организации с учетом требований стандарта ISО 9001:2008
Задачи инновационного проекта Разработка пакета документации СМК колледжа в соответствии с требованиями ISO 9001: Разработка модели подготовки внутренних аудиторов СМК в соответствии с требованиями ISO 9001:2008. Осуществление внутренних аудитов СМК колледжа и анализа СМК со стороны руководства. Прохождение предсертификационного аудита СМК колледжа на соответствие требованиям ISO 9001: 2008 в органе по сертификации, имеющим международное признание
Механизмы реализации инновационного проекта -Актуализация организационной структуры СМК колледжа, определение перечня процессов СМК (основных, вспомогательных, менеджмента) -Определение ответственных за процессы СМК, разработка информационных карт процессов СМК -Обучение ответственных за процессы СМК и уполномоченных по качеству структурных подразделений применению требований международного стандарта ISO 9001:2008 к СМК образовательной организации -Разработка обязательных документированных процедур СМК -Сопряжение плановой и отчетной документации колледжа с требованиями ISO 9001:2008 -Составление плана и программы внутренних аудитов -Проведение внутренних аудитов согласно утвержденной программе -Разработка программы корректирующих, предупреждающих действий по итогам проведенных аудитов -Прохождение предсертификационного аудита СМК колледжа на соответствие требованиям ISO 9001:2008 в органе по сертификации, имеющим международное признание
Ожидаемые результаты инновационного проекта Апробированная система показателей оценки процессов СМК, позволяющая осуществлять эффективный мониторинг качества предоставляемых образовательных услуг; Адаптированный к специфике образовательной организации пакет документации СМК колледжа в соответствии с требованиями ISO 9001: 2008; Готовая к внедрению модель подготовки внутренних аудиторов СМК в соответствии с требованиями ISO 9001:2008; Подготовка СМК колледжа к сертификации на соответствие требованиям ISO 9001:2008 путем прохождения предсертификационного аудита в органе по сертификации, имеющем международное признание; Тиражирование наработанного опыта путем публикаций статей в журналах «Управление качеством», «Профессиональное образование. Столица», в сборнике «Гарантии качества профессионального образования», а также в сборниках конференций по данной проблематике ; Готовая к внедрению модель проведения перекрестных аудитов в колледжах, внедривших СМК на основе ISO 9001:2008 в рамках региональной (Московской) общественно-профессиональной системы оценки качества профессионального образования
Состав участников реализации инновационного проекта Научный руководитель проекта – Максимов Сергей Владимирович, вед.н.с. НИИ РПО, канд. психол.н., доцент, аккредитованный эксперт по сертификации систем менеджмента качества Базовое учреждение проекта – ГБОУ СПО КОЛЛЕДЖ СФЕРЫ УСЛУГ 44 (И.о.директора: Козина Ирина Анатольевна, заместитель директора по НМР Аштаева Ольга Александровна). Учреждения сети инновационной площадки: - ГБОУ СПО Банковский колледж 45 (директор: Мохов Михаил Александрович); - ГБОУ СПО Колледж парикмахерского искусства 66 (директор: Шилова Людмила Анатольевна). Научно-технические и социальные партнеры: Московский государственный университет пищевых производств; ООО «Русский Регистр – Московская инспекция»
Предложения по продвижению и тиражированию инновации Продвижение -Демонстрация результатов на круглых тематических столах, Форумах и конференциях педагогической общественности; -Публикация методических материалов. Тиражирование 2013 год – внедрение наработок инновационного проекта в 2-х УСПО
Необходимые ресурсы, требуемое финансирование и предполагаемые источники финансирования В 2013 году финансирование не требуется «Управление качеством начинается с подготовки кадров и заканчивается подготовкой кадров» (Каору Исикава - автор японского варианта комплексного управления качеством)