1. Понятию «учебный модуль» в педагогике соответствует: А) Часть учебной программы, представленная в учебнике определенной главой Б) Любая большая тема в программе В) Часть учебной программы, имеющая законченную внутреннюю логику и определенные, четко диагностируемые цели
2. Что из перечисленных ниже видов обратной связи подходит под определение «педагогическая диагностика»: А) только тестовый контроль Б) только письменные работы учащихся В) Любая рефлексия учащихся, поддающаяся контролю и анализу
3. Чем принципиально отличается проектирование ТК при МТП от традиционного тематического планирования: А) последовательностью действий при проектировании технологической карты Б) структурой технологической карты В) наличием определенных элементов технологической карты
Варианты последовательности действий учителя при традиционном планировании: 1. Учитель открывает учебник, считает количество параграфов раздела 1. Учитель открывает учебник, считает количество параграфов раздела. 2. Определяет количество учебных часов на тему по государственной программе. 3. Делит количество параграфов на количество часов. 4. Планирует поурочные цели, методы, приемы работы, подбирает или составляет сам варианты к/р, зачеты. 1
Варианты последовательности действий учителя при традиционном планировании: Определяет количество учебных часов на тему по государственной программе. 1. Определяет количество учебных часов на тему по государственной программе. 2. Выстраивает логику изучения темы, распределяет учебное содержание по учебным часам. 3. Планирует поурочные цели, методы, приемы работы 3. Планирует поурочные цели, методы, приемы работы. 4. Подбирает или составляет сам варианты к/р, зачеты. 2
(Г) (Г) Целеполагание ученика на изучение темы (Л) (Л) Целеполагание на деятельность для учителя по обучению в рамках темы (О) (О) Отбор и структурирование содержания (О) (О) Составление вариантов зачетной работы (Н) (Н) План изучения темы по урокам (Х) (Х) Определение времени и места промежуточной диагностики (Е) (Е) Проектирование поурочных информационных карт для ученика (Т) (Т) Проектирование поурочных информационных карт для учителя
Последовательность действий учителя при использовании модульной технологии планирования: 1. Проектирует цели для учащихся, исходя из стандартов и особенностей контингента. 2. В соответствии в этими целями подбирает или составляет варианты окончательной диагностики. 3. Исходя из структуры окончательной диагностики проектирует свои цели – ТДЦ. 4. Отбирает и структурирует тот объем содержания, который обеспечит достижение целей ученика и учителя. 5. Выстраивает логику изучения темы, корректируя количество часов и определяя место и время промежуточной диагностики. 6. Поурочно планирует учебную деятельность детей (ИКУ для ученика), а свою деятельность планирует как руководство учебной деятельностью учащихся (ИКУ для учителя).
Информационная карта урока учителя (лицевая сторона) Модуль ( тема) Тема урока « _______________________________________________________» Целеполагание для ученика (ЗУН – что надо знать, что уметь после изучения темы) Целеполагание для учителя (в управленческих формах: организовать, научить, помочь осознать и т.д.) Предметные цели 2. Цели, отражающие развитие ОУУН 3. Цели воспитательные, развивающие личностную мотивацию, социализирующие цели Опорные понятия, термины Новые понятия, термины Домашнее задание
Информационная карта урока учителя(на обороте) Этапы урокаДеятельность учащихся Дидактическое обеспечение 1.Организационный момент ( тема, содержание урока, план) Подведение итогов урока
Вариант технологической карты учебного модуля ТК учебного модуля «______________________» Цели для ученика (ЗУН) Цели для учителя 1. Предметные 2. Развивающие 3. Воспитательные Д Об, Кд1д2
Учебный модуль как информационный ресурс Варианты зачетных работ ИКУ 1 для учителя ИКУ 1 для ученика ТК модуля Дидактич. материалы к уроку 1 и т.д.
Структура информационно-дидактической поддержки учебной темы (ресурсное обеспечение учебного модуля). Часть 1. Набор технологических карт темы с целеполаганиями учителя и ученика для школ разных типов: массовой, естественно-научного профиля, математико-экономического и гуманитарного. Набор информационных карт уроков по каждому профилю.
Часть 2. Набор диагностических срезовых работ (входного уровня обученности и обучаемости, результативности обучения по теме, результативности обучения по теме, промежуточная диагностика, диагностика уровня развития мыслительных ОУУН на материале учебной темы) Структура информационно-дидактической поддержки учебной темы (ресурсное обеспечение учебного модуля).
Часть 3. Картотека форм и видов учебной работы ученика по теме, систематизированная по параметрам учебного успеха ученика (для обеспечения возможности дифференциации и индивидуализации учебного процесса, для построения программ развития ученика средствами учебного предмета). Структура информационно-дидактической поддержки учебной темы (ресурсное обеспечение учебного модуля).
Часть 4. Возможные темы учебных проектов с алгоритмами для разных профилей обучения и списками литературы, сайтов Интернета. Информационные карты практических, лабораторных работ. Тематика и разработки экскурсионной поддержки темы. Структура информационно-дидактической поддержки учебной темы (ресурсное обеспечение учебного модуля).
Часть 5. Медиа-сопровождение темы: уроки с компьютерными презентациями, учебные и познавательные компьютерные программы, видеофайлы, видеофайлы, списки сайтов, документальные и учебные фильмы и т.д. Структура информационно-дидактической поддержки учебной темы (ресурсное обеспечение учебного модуля).
Смысло-ориентированные предметы Эти предметы потенциально богаты содержанием, помогающим вписать личность в национальный и мировой культурный процесс, формировать умения выражать себя разными способами, Литература, все предметы искусства, которые помогают ребенку ощутить «себя в мире». Обеспечивают возможность выбора собственного способа самовыражения
Структурно-ориентированные предметы Устройство мира через жесткие, наперед заданные алгоритмы без субъективизма по отношению к содержанию. Математика, физика, химия, география, биология. Дают возможность отрабатывать предметные навыки, отрабатывать предметные навыки, позволяющие реализовать личностную ориентацию ученика в реальном пространстве на деятельностной основе.
Позиционно-ориентированные предметы Принимают многозначность позиций, неоднозначность трактовок, определенную размытость утверждений и формулировок. Эти предметы предполагают определенную долю субъективности – по организации уроков это коммуникативно-диалоговый способ моделирования окружающей реальности. Эти предметы должны быть ориентированы на развитии способов коммуникации, работы в диалоге, участие в обсуждениях. История, обществознание, литература
1. Смысло-ориентированные предметы 2. Структурно-ориентированные предметы 3. Позиционно-ориентированные предметы А. Русский язык Б. Математика В. Физкультура Г. Экология Д. Элективный курс «Как выбрать профессию» Е. Профильный курс «Прикладная математика в биологических науках» Соотнесите предметы и курсы с предложенными критериями классификации:
Разработан и апробирован в школах 196, 1178, 455 в рамках ОЭР. Руководитель - Галеева Н.Л., доцент кафедры управления развитием школы МПГУ
Критерии оценки качества урока 1. Соответствие содержания требованиям Стандартаиспользуемой программы, требованиям Стандарта, используемой программы, обязательного минимума и образовательной программы школы 2 балла Содержание учебного материала соответствует требованиям учебного Стандарта и обязательного минимума. Выбор программы и/или её модификация произведена в соответствии с образовательной программой школы и с учетом уровня учебно - познавательных возможностей детей. 1 балл Содержание учебного материала не всегда соответствует требованиям стандарта – иногда неправомочно завышается, а иногда – занижается. При выборе программы учитель недостаточно полно производит педагогический анализ производит педагогический анализ учебно-познавательных возможностей детей, не всегда может объяснить свой выбор содержания или программы, исходя из особенностей контингента и задач школы исходя из особенностей контингента и задач школы 0 баллов При отборе учебного содержания учитель не руководствуется требованиями государственного стандарта. Учитель практически не может связать собственный выбор программы обучения с задачами школы и особенностями контингента
Критерии оценки качества урока 2. Мотивация учащихся 2 балла Учитель применяет разные приемы мотивации учащихся - на результат и на деятельность. Учитель учитывает уровень сформированности мотивационно- потребностной и эмоционально-волевой сферы учащихся для отбора социальных, познавательных, эмоциональных или волевых приемов мотивации. для отбора социальных, познавательных, эмоциональных или волевых приемов мотивации. Учитель использует данные о векторе интересов учащихся, «профиль» школы на этапе мотивации учащихся. 1 балл Учитель осознает важность этапа мотивации, использует набор приемов мотивации. Отбор приемов мотивации для конкретного класса Отбор приемов мотивации для конкретного класса или для конкретного ученика производится учителем чаще всего интуитивно, без опоры на педагогической анализ. 0 баллов Учитель практически не владеет навыками управления ростом учебной мотивации детей. Используемые приемы мотивации не учитывают данные о детях конкретного класса.
Критерии оценки качества урока 2 балла Учитель организует представление учащимся целей урока, обязательных результатов обучения, в соответствии с обязательным минимумом. Связывает цели урока с общими целями темы. Показывает, как цели данного урока будут проверяться в к/р. Связывает представляемые цели и результаты с субъектным опытом учеников. Связывает представляемые цели и результаты с субъектным опытом учеников. Открывает для ученика над- и меж-предметные цели: развивающие, социализирующие. Отрабатывает навыки самостоятельного составления плана учебной работы на этом этапе. 1 балл Учитель предъявляет ученикам цели урока, но не связывает их конструктивно с общей темой и с содержанием к/р. Предъявляются преимущественно предметные цели. Развивающие и социализирующие цели раскрываются недостаточно. Учитель предъявляет готовый план урока, без обсуждения с учащимися 0 баллов Цели урока либо не предъявляются, либо предъявляются либо предъявляются без связи с общей темой и дальнейшей проверкой в к/р. без связи с общей темой и дальнейшей проверкой в к/р. Предъявляются только предметные цели. Развивающие и социализирующие остаются скрытыми для учащихся. План урока не предъявляется. 3. Предъявление учащимся обязательных результатов и плана урока
Критерии оценки качества урока 4. Структура урока 2 балла Учитель использует оптимальную для поставленных задач структуру урока, опираясь не только на логику предмета, но и на данные об особенностях детей в классе. Четко завершается каждый этапа урока и производится постановка задач на следующий этап. Учтены и выполнены валеологические требования к структуре урока. 1 балл Учитель выбирает структуру урока без достаточной опоры на цели и задачи, без учета особенностей контингента. Недостаточно учтены и выполнены валеологические требования к структуре урока. учтены и выполнены валеологические требования к структуре урока. Не всегда четко происходит четко происходит переход от этапа к этапу урока. 0 баллов При планировании структуры урока практически не отражены цели и задачи урока. Не учтены требования валеологии. Не организованы четкое завершение этапов урока и мотивация на следующий этап. Учитель не может связать выбор структуры урока с особенностями контингента.
Критерии оценки качества урока 5. Применение приемов развивающего обучения 2 балла Объем развивающих заданий оптимален для данного урока и данного класса. Формы разнообразных приемов развивающего обучения подобраны в соответствиями с целями урока и особенностями контингента. Использование этих приемов в учебной деятельности дифференцировано и/или достаточно индивидуализировано. 1 балл Приемы развивающего обучения используются, но недостаточно оптимально: - слишком велико или недостаточно их количество; - слишком велико или недостаточно их количество; -конкретные формы развивающих заданий практически не связаны с особенностями детей именно этого класса. -развивающие задания практически не дифференцированы 0 баллов Развивающие формы заданий практически не применяются практически не применяются или их применение бессистемно.
Критерии оценки качества урока 6. Формы деятельности учащихся 2 балла Формы деятельности учащихся на уроке разнообразны и выбраны в соответствии с предметной логикой и особенностями контингента. Учитель отводит оптимальный объем времени на самостоятельную работу учащихся. Учитель организует уровневую дифференциацию и индивидуализацию самостоятельной работы. 1 балл Формы деятельности учащихся на уроке разнообразны и выбраны в соответствии только с предметной логикой. Самостоятельная работа учащихся организована без достаточной дифференциации. 0 баллов На уроке используется одна - две формы деятельности учащихся. При выборе форм работы для ученика учитель опирается лишь на логику предмета. Самостоятельная работа учащихся практически не дифференцирована.
Критерии оценки качества урока 7. Организация этапа диагностики ЗУН 2 балла На этапе проверки д/з используются приемы, позволяющие оценить как индивидуальный уровень достигнутого учебного успеха каждого ученика, так и общий уровень обученности класса, позволяющий приступить к дальнейшей работе. При организации этапа диагностики усвоения нового материала на уроке учитель выбирает валидные формы проверки и создает комфортные условия с учетом особенностей способа учебной деятельности каждого ученика. 1 балл Проверка д/з и/или актуализация знаний производится выборочно, через ответы нескольких учеников. Этапы диагностики достигнутого на уроке уровня обученности не всегда достаточно объективен, так как проводится также выборочно. Формы проверки не всегда учитывают особенности ИСУД учащихся 0 баллов Учитель организует проверку усвоения учебного материала домашнего задания только в виде ответа у доски одного или нескольких учеников. Диагностика уровня усвоения изученного на уроке материала не производится. Формы проверки никак не учитывают особенности ИСУД учащихся.
Критерии оценки качества урока 8. ТСО 2 балла Формы работы с ТСО на уроке выбраны с учетом их целесообразности, а время, отведенное на эту работу - оптимально 1 балл Учитель использует ТСО, однако способы использования однако способы использования не всегда и/илинедостаточнооптимальны. 0 баллов Учитель не использует ТСО и тогда, когда это необходимо и подкреплено материальными возможностями: есть видеофильмы, компьютерные программы, слайды и т.д.
Критерии оценки качества урока в системе КРО 9. Стиль общения 2 балла Учитель использует понимающий и директивно-понимающий стили общения, создает и поддерживает психологический комфорт на уроке при общении с каждым учеником. 1 балл Учитель не всегда выбирает наиболее эффективные способы общения на уроке, допускает ошибки в индивидуальном общении 0 баллов Учитель практически не использует эффективные приемы педагогического общения на уроке. Плохо рефлексирует психологическое состояние детей.
Критерии оценки качества урока 10. Результативность по ученику 2 балла Оптимальный или достаточный уровень достижения поставленных целей ( % СОУ), выполнения всех задач. После урока ученики удовлетворены собственной деятельностью, у них хорошее настроение, отсутствует ощущения усталости. 1 балл Недостаточный или критический уровень достижения поставленных целей, выполнения всех задач (50-64%). Учащиеся после урока могут быть слегка уставшими. 0 баллов Недопустимый уровень достижения поставленных задач (ниже 50% СОУ) Учащиеся после урока уставшие.
Критерии оценки качества урока 11. Результативность по учителю 2 балла Учитель демонстрирует высокий уровень навыков педагогической диагностики при анализе урока, умеет проанализировать удачи и промахи урока «по горячим следам». 1 балл Учитель недостаточно владеет навыками педагогической самодиагностики. Самоанализ скорее интуитивен, не основывается на положениях современной дидактики. 0 баллов Учитель практически не владеет навыками педагогической диагностики Учитель практически не владеет навыками педагогической диагностики, не видит собственных ошибок, не может назвать причины неудач.
Требования к уроку Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ 2 – требование выполнено 1 – есть резервы 0 - требование практически не выполнено 1.Соответствие содержания учебным стандартам 2. Мотивация учащихся 3. Предъявление учащимся ОРО 4. Структура урока 5. Применение приемов РО 6. Самостоятельная деятельность учащихся 7. Организация этапа диагностики ЗУН 8. ТСО 9. Стиль общения 10. Результативность по ученику 11. Результативность по учителю Сумма баллов Качество урока _Сумма баллов х 100% – 85% оптимальный уровень 84 – 60% допустимый уровень 59 – 50% - критический уровень менее 50% - недопустимый уровень
Оцените урок, кратко описанный ниже, по тем критериям, которые предложены для оценки урока : На уроке математики в 6 классе учитель начал урок с проверки домашнего задания, организованного в форме опроса трех учеников у доски. На это время остальным детям было дано задание для самостоятельной работы ( на доске написаны номера примеров). Через 15 минут учитель отпускает на место последнего из учеников, отвечавших у доски, сказав, что оценит их работу в конце урока. Затем учитель предлагает остальным ученикам прервать выполнение работы, чтобы всем вместе решить самый сложный пример из списка. Так происходит еще 3 раза. Через 20 минут один из учеников затевает потасовку с соседом. Учитель вызывает их обоих к доске и дает по одному примеру каждому. Предупреждает, если они не решат – поставит «два». Остальные продолжают решать примеры из списка. Звенит звонок. Ученики начинают активно собираться на перемену, учитель в это время сообщает, что такие примеры, которые они сегодня решали, на следующем уроке будут включены в контрольную работу. Дописывает еще пять номеров на доске, объявляет их обязательными для подготовки к контрольной работе. При анализе урока учитель опирается на ощущения, не может грамотно провести педагогический самоанализ.
Требования к уроку Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ 2 – требование выполнено 1 – есть резервы 0 - требование практически не выполнено 1.Соответствие содержания учебным стандартам2 2. Мотивация учащихся1 3. Предъявление учащимся ОРО1 4. Структура урока0 5. Применение приемов РО0 6. Самостоятельная деятельность учащихся1 7. Организация этапа диагностики ЗУН1 8. ТСО1 9. Стиль общения1 10. Результативность по ученику1 11. Результативность по учителю0 Сумма баллов9 Качество урока _Сумма баллов х 100% 2240% 100 – 85% оптимальный уровень 84 – 60% допустимый уровень 59 – 50% - критический уровень менее 50% - недопустимый уровень 59 – 50% - критический уровень менее 50% - недопустимый уровень
Урок в личностно ориентированном образовательном процессе. 1.Разминка в начале урока. Разминка в начале урока производится либо в виде цифрового диктанта (буквенного, числового), либо в виде другого развивающего задания. Оценивать качество выполненной во время разминки работы может сам ученик, одноклассник, компьютерная программа. Возможно выставление только положительных оценок, или оценок «по желанию» ( для кого-то «тройка» вполне приемлимая оценка, кто-то откажется от четверки).
Содержание разминки должно актуализировать (проверять) именно те понятия (термины, формулы, факты, имена и т.д.), которые должны быть проверены как итог д/з, или как опора для освоения нового материала; Форма разминки должна востребовать концентрацию и устойчивость внимания учащихся, что позволяет им «вработаться»; Технология разминки должна допускать быструю проверку правильности выполнения задания, объективную самооценку учеником готовности к освоению нового материала и самооценку учителем собственной деятельности Три обязательных требования к разминке:
2. Этап объяснения нового материала учитель организует так, чтобы ученики получили информацию через максимальное количество каналов приема информации (посмотрели, послушали, потрогали, проговорили). Если есть возможность, на этом этапе можно организовать дифференцированную и/или индивидуализированную поддержку: проговаривать алгоритм «аудиалам» «кинестетикам» дать собирать или разбирать модель структуры, даже если это части слова и т.д.
3. При первичном закреплении задания давать каждому ученику с учетом уровня сформированности у него общеучебных навыков. 4. На этапе отработки предметных навыков, предметного содержания можно давать детям задания с целенаправленными затруднениями: 5. Формы и виды домашних заданий можно дифференцировать в зависимости от уровня мотивации ученика. 6. Зачетные работы учитель должен подбирать или конструировать как разноуровневые.