Государственная программа развития системы образования г. Москвы на период 2012 – 2016 года четко определила стратегию развития образовательных учреждений с учетом эффективности их деятельности. Процесс реорганизации общеобразовательных учреждений (далее ОУ) регулируется как на федеральном уровне, так и на уровне органов местного самоуправления. На территории г. Москвы стали появляться крупные образовательные комплексы – многопрофильные школы. Образовательный комплекс представляет собой совокупность образовательных структур, которые реализуют различные уровни познания и профессиональной подготовки.
- Первые крупные образовательные комплексы в Москве начали создаваться в середине 90-х годов прошлого века. -В 2012 году в Департамент образования города Москвы обратились 1411 государственных образовательных учреждений с предложениями о создании 445 школ-комплексов. - С начала 2013 года в Департамент образования города Москвы обратились 2144 государственных образовательных учреждения с предложениями о создании 555 школ-комплексов. -Департамент образования города Москвы поддержал инициативу 2849 учрежде- ний в создании 817 школ-комплексов. По данным Департамента образования г.Москвы:
Основные нормативно-правовые акты: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Концепция долгосрочного социально- экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» Государственная программа города Москвы на среднесрочный период ( гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» Постановление от 22 марта 2011 г. 86-ПП «О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве» НПА на уровне субъекта федерации
Приоритеты развития образовательных комплексов: 1) качество образования 2) эффективность использования ресурсов 3) обеспечение равного доступа к качественному образованию 4) качество обучения 5) эффективность функционирования сети образовательных учреждений 6) ориентация на социальный заказ 7) мобильность образовательных программ 8) динамический баланс между требования социума и возможностями школ
Цель и задачи создания образовательных комплексов Цель : создание единого образовательного комплекса для удовлетворения запросов семьи, комплекса, реализующего программы дошкольного, общего и дополнительного образования для детей от 1,5 до 18 лет. Задачи: предоставление многообразия выбора образовательных услуг; повышение качества, а также доступности предоставляемых образовательных услуг; оптимизация затрат на реализацию целей и задач комплекса.
Реорганизация образовательных учреждений на территории Северо-Восточного округа г.Москвы
В течение 2013 учебного года в образовательных учреждениях округа проведена работа по обсуждению и выстраиванию перспектив развития образовательного пространства микрорайонов в рамках нового закона «Об образовании в РФ», который вступил в силу 1 сентября 2013 года. К началу нового учебного года образовательная сеть округа будет состоять из: - 80 образовательных организаций-комплексов, имеющих в своем составе дошкольные отделения, - 34 общеобразовательных организации без дошкольных отделений, - 36 дошкольных образовательных организаций. В учебном году реорганизация образовательных учреждений продолжится. К началу нового учебного года образовательная сеть округа будет состоять из: - 80 образовательных организаций-комплексов, имеющих в своем составе дошкольные отделения, - 34 общеобразовательных организации без дошкольных отделений, - 36 дошкольных образовательных организаций. В учебном году реорганизация образовательных учреждений продолжится.
Оптимизация сети образовательных учреждений Северо-Восточного округа На года На года На года ДОУ СОШ Всего юридических лиц
Ход реорганизации на
Образовательные учреждения, не участвующие в реорганизации гг.
По итогам пилотного проекта по развитию общего образования в ОУ СВАО Районы ДОУ на СОШ на ВСЕГО на Прошли или находятся в реорганизации на Хотят вступить в комплексы (есть решения управляющих советов на ) Алексеевский Алтуфьевский Бабушкинский Бибирево Бутырский Лианозово Лосиноостровский Марфино Марьина роща Останкинский Отрадное Ростокино Свиблово Северный Северное Медведково Южное Медведково Ярославский ИТОГО
В ходе анализа статьи-интервью, опубликованной в Справочнике руководителя образовательного учреждения, 11, 2012 г., а также на основе мнения работников Северо-Восточного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы были выявлены следующие плюсы и минусы создания образовательных комплексов – многопрофильных школ:
1)Экономические преимущества; 2)Преимущества с точки зрения изменения географии проживания населения; 3)Сохранение малочисленных школ, у которых существует серьезный недобор учеников; 4)Многообразие образовательных услуг; 5)Возможность повышения квалификации преподавателей. Положительные стороны :
Отрицательные стороны: 1)Стресс для педагогов и обучающихся, вынужденных менять место работы и учебы; 2)Транспортные проблемы; 3)Объединение, без понятного прогнозируемого результата; 4)Возможность возникновения конфликтной ситуации вследствие назначения руководителя образовательного комплекса; 5)Нарушение микроклимата в образовательном учреждении; 6)Возможные трудности с оформлением трудовых отношений; 7)Опасность концентрации дошкольного образования на подготовке к школе, а не воспитании в целом.
1)Вследствие реорганизации образуется единое юридическое лицо – только некоммерческая образовательная организация; 2)Наибольшая активность процесса реорганизации образовательных учреждений г. Москвы приходится на последние 2 года; 3)Основной целью является создание единого образовательного комплекса для удовлетворения запросов семьи, реализующего программы дошкольного, общего и дополнительного образования для детей от 1,5 до 18 лет; 4)Реорганизация должна быть обоснованной, направленной на достижение поставленных целей; 5)Наименьшее число реорганизованных образовательных учреждений приходится на центральные районы СВАО; 6)Основной задачей является сохранение и повышение качества предоставляемых образовательных услуг. Выводы:
Спасибо за внимание!