Министерство образования и науки, молодёжи и спорта Украины Донецкий национальный университет исторический факультет кафедра «Истории Украины» секция «Христианская этика и история духовной культуры» Семинар по учебной дисциплине «Основы толкования Нового Завета» «Основы толкования Нового Завета» на тему: День Святой Троицы на тему: День Святой Троицы Семинар по учебной дисциплине «Основы толкования Нового Завета» «Основы толкования Нового Завета» на тему: День Святой Троицы на тему: День Святой Троицы Выполнили: слушатели набора 2011 года Макеенко Е., Гуськова И., Гордиенко Н. Проверил : протоиерей Александр Макаров
План 1.Название и толкование праздника. 2.Богослужение. 3.Иконография праздника 4.Почему украшают храм на Троицу. 5.Литература.
День Свято́й Тро́ицы, Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа (греч.πεντηκοστή [μέρα]) один из главных христианских праздников, входящий в православии в число двунадесятых праздников. Православная церковь отмечает Троицу в 50-й день по Пасхе, в воскресенье. Троица (икона Андрея Рублёва, начало XV века)
Название и толкование Своё первое название праздник получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое им обещал Иисус Христос перед Своим вознесением на небеса. Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога «Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви». В день Пятидесятницы была образована вселенская апостольская Церковь (Деян.2:41-47). В Новом Завете прямо не упоминается, что Богоматерь была вместе с апостолами при сошествии Святого Духа. Традиция её присутствия на иконописных изображениях этого события основана на указании в Деяниях апостолов, что после Вознесения ученики Иисуса «единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его» (Деян.1:14). По этому поводу епископ Иннокентий (Борисов) пишет: «Могла ли в момент прихода Святого Духа не присутствовать та, что зачала и родила через Его посредство?». Сошествие Святого Духа (икона из Святодуховского храма Новодевичьего монастыря, XVIII век)
Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано в Деяниях святых апостолов (Деян.2:1- 18). В пятидесятый день после Воскресения Христова (десятый день после Вознесения) апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.2:2-4). Эль Греко. «Сошествие Святого Духа на апостолов».
Дух Святой сошел на Апостолов подобно живому слову. Он сошел в виде языков, давая апостолам язык благовествования. Единый огонь разделился и почил на каждом из них, освящая индивидуальные качества каждого. Почил же не на устах, а на главах их, охватывая разум; с этого времени апостолы посвящали в священнический сан рукоположением, возложением рук на главу, и передавали это право своим последователя, а они своим. И так в нашей Церкви эта последовательность сохранилась и до наших времен. Поэтому этот момент называется рождением нашей Церкви, Дух Святой сошел на апостолов и заполнил Церковь, основанную Христом. Праздник сошествие Святого Духа отмечается вместе с явлением людям Святой Троицы, потому что в пришествии Духа к людям проявляется полнота Божества, Его самооткровение и самоотдача Своему творению.
В этот день в городе по случаю праздника находились иудеи из разных городов и стран. Услышав шум, они собрались перед домом, где находились апостолы, и, услышав, что внутри говорят на различных наречьях, пришли в изумление. Некоторые из них насмехались над апостолами и «говорили: они напились сладкого вина» (Деян.2:13). В ответ на такую реакцию: Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. (Деян.2:14-18)
Митрополит Сурожский Антоний О трезвении Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Я хочу сопоставить сегодня два слова из Священного Писания, которые друг друга раскрывают и объясняют. В сегодняшнем послании мы слышали слова: Не упивайтесь вином, потому что в нем блуд, но поучайтесь в псалмах и пениях и песнях духовных... А в день Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел на апостолов, и они вышли в трепете и в восторге этого вдохновения, истинного вдохновения, исполненные именно Духом жизни, Духом сыновства. Духом любви, Духом радости, то люди, которые их видели или слышали, в недоумении говорили: Не упились ли вином эти люди, что в них сейчас такой восторг, такой подъем? И вот, в сопоставлении этих двух мест мы находим для себя путь духовной жизни. Когда апостол Павел говорит не упивайтесь вином, потому что в нем есть блуд, он не только говорит о том, что человек, упившись, может поступить грязно и нехорошо; он говорит о чем-то гораздо более основном и важном, о том, что одно вдохновение, один восторг, одно опьянение может подменить другое. Мы призваны в этой жизни быть носителями Святого Духа; в нас должна бы ликовать вечная жизнь, через край восторгом, любовью, творческим вдохновением должна сиять жизнь Божия в нас. Но как часто мы ищем вдохновения, опьянения в чем-то другом, в вещественном вине, которое даёт человеку иллюзию, что ему хорошо, что он крепок, что он силен, что море по колено, что горе отошло, что он вошел в мир, где всё ему доступно, где он царь, где он властен. И еще чаще мы опьяняемся всем тем, чем мы подменяем Бога, и тем, на что мы опираемся, чтобы жить: потому что чем-то надо жить. Нельзя жить без вдохновения, и вот, люди упиваются: упиваются всем доступным, стараясь что-то поставить вместо истинного вдохновения, которое не приходит. В молитве это часто бывает, когда человек, становясь на молитву, не ищет с тоской и надеждой Господа своего, а ищет в молитве какое-то удовлетворение, успокоение своего сердца, какую-то искру жизни. И так часто бывает, что молясь, мы проходим мимо Бога, что имя Его, присутствие Его, приближение Живого Бога мы только стараемся использовать, чтобы на мгновение, хотя бы на мгновение в нас дрогнуло что-то и нам показалось, что мы живы.
Митрополит Сурожский Антоний О трезвении Не упивайтесь, не давайте себе опьянеть ничем, потому что это подмена; опьянение опьянению рознь. Человек, который пьян вечностью, как апостолы в Пятидесятницу, может показаться другим на мгновение будто упившийся вином. Но это не так. И вот к чему нас призывает апостол, и вот о чем он нас предупреждает: берегитесь, будьте трезвы до предела, будьте трезвы до конца, потому что опьянеть землей, когда ищешь неба, это измена, это блуд. Берегитесь, не упивайтесь тем, что вы будете видеть и слышать и переживать здесь. Это не дано для того, чтобы упились, а чтобы отрезвились, чтобы мы опомнились, чтобы реальность стала настолько острой, что она рассекла бы, как меч, по слову апостола, между душой и духом, между телом и костьми, чтобы отпало всё мертвое, всё что принадлежит царству тьмы и тления, и осталась только трепетно трезвая душа перед своим спасением или погибелью. Аминь.
Богослужение В этот день в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году. После литургии служится великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа, а священник читает три специальных пространных молитвы о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших (в том числе и «во аде держимых»).
Во время чтения этих молитв все (в том числе и священнослужители) стоят на коленях этим завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов. Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную: Человеколюбче, слава Тебе. Тропарь праздника Цвет облачений зелёный, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа. На следующий день, в понедельник отмечается День Святого Духа
Почему украшают храм на Троицу Обычай этот идет еще от Ветхозаветной Церкви, когда дома и синагоги украшались зеленью в Пятидесятницу в память того, как при Синайской горе все цвело и зеленело в день, когда Моисей получал скрижали закона. Сионская горница, где на апостолов сошел Святой Дух, в то время, по общему обычаю, тоже была украшена ветвями деревьев и цветами. В праздник Троицы вспоминают и явление Аврааму Троицы в Мамврийской дубраве, поэтому украшенный зеленью храм напоминает и ту дубраву. На праздник Пятидесятницы храмы украшаются цветами и летней зеленью в знак того, что Дух Божий приходит как «жизни Податель», что бы обновить всю тварь.
Иконография праздника Развитие иконографии праздника начинается с VI века, его изображения появляются в лицевых Евангелиях (Евангелие Рабулы), мозаиках и фресках. Традиционно изображается Сионская горница, в которой согласно книге Апостольских деяний собрались апостолы. В их руки помещают книги, свитки или придают их пальцам благословляющий жест. Традиционными персонажами сцены сошествия Святого Духа являются: 12 апостолов, причём место Иуды Искариота занял Матфий. Богородица (появляется на иконах с XVII века, но известна и по миниатюрам VI века). Пустое место между Петром и Павлом напоминает о присутствии Святого Духа отсутствующего на этой второй «Тайной вечери» Иисуса Христа. Апостолы, как правило, располагаются подковообразно, что также близко иконографически к «Христу между учителями». Эту же иконографию, связанную с переносом на плоскость традиционной подкупольной композиции Сошествия, будут повторять изображения Вселенских соборов, поскольку их задача выражать идею соборности, общности, удачным образом выраженную здесь. «Сошествие Святого Духа на апостолов». Архиепископская мастерская в Великом Новгороде. Рубеж XVXVI веков.
Каноническая икона сошествие Святого Духа изображает огненные языки над двенадцатью апостолами, которые восседают в единстве, окружая символический образ «космоса» - мира. Это и есть первый образ «апостольской» Церкви.
Сошествие Святого Духа (Евангелие Рабулы, VI век)
Троица (икона Андрея Рублёва, начало XV века)
Список использованной литературы 1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – Свято- Успенская Почаевская Лавра, При составлении презентации использовались материалы : «Светочъ. Основы православной веры в презентациях»