Социализация школьника Базарова Е.Г., ст.преподаватель кафедры педагогики и психологии РИКУиО 1
Социализация - интеграция человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация); усвоение человеком элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности; формирование готовности к реализации индивидом совокупности социальных ролей, их освоение. «Социализация - присвоение индивидом общественного опыта, всей культуры общества...» Л.С. Выготский Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, называется социализацией. Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения. 2
Процесс социализации охватывает все слои общества. В его рамках усвоение новых норм и ценностей взамен старых называется ресоциализацией, а утрата личностью навыков социального поведения - десоциализацией. Отклонение в социализации принято называть девиацией. Модель социализации определяется тем, каким ценностям привержено общество, какой тип социальных взаимодействий должен быть воспроизведен. 3
Фундамент духовного развития личности создается в молодые годы, что увеличивает значение качества воспитания, повышает ответственность общества, задающего определенную систему координат воспитательного процесса, который включает в себя формирование мировоззрения, опирающегося на общечеловеческие и духовные ценности; развитие творческого мышления; развитие высокой социальной активности, целеустремленности, потребности и умение работать в коллективе, стремление к новому и способность находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях; потребность в постоянном самообразовании и формировании профессиональных качеств; способность самостоятельно принимать решения; уважение к законам, моральным ценностям; социальную ответственность, гражданское мужество, развивает чувство внутренней свободы и собственного достоинства; воспитание национального самосознания российского гражданина. 4
Присвоенный ребенком опыт перерабатывается и возвращается в культуру в виде определенных индивидуальных достижений. В социологической науке принято выделять два основных типа социализации: первичная - усвоение норм и ценностей ребенком; вторичная - усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком. 5
Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека. Агенты социализации - это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации - учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации. 6
Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин первичная относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека. Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, сотрудники средств массовой информации. Термин вторичная описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека. Первичные институты социализации - это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты - это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д. 7
Элементы социализации ребенка по З. Фрейду Личность включает три элемента: «ид» –источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию «эго» –контроль личности, на основе принципа реальности «суперэго», или нравственный оценочный элемент. Социализация по Фрейду - процесс развертывания врожденных свойств человека, в результате которого происходит становление этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет четыре этапа, каждый из которых связан с определенными участками тела, так называемыми эрогенными зонами: оральный, анальный, фаллический и этап половой зрелости. 8
9 Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до7), стадия конкретных операций (с 7до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15).
Стадии процесса социализации личности по Эриксону ( ): Стадия младенчества (от 0 до 1,5 года). На этой стадии главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате у ребенка формируется базовое доверие к миру. Динамика развития доверия зависит от матери. Дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психологического развития ребенка. Стадия раннего детства (от 1,5 до 4 лет). Эта стадия связана с формированием автономии и независимости. Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации. Общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки». 10
Стадия детства (от 4 до 6 лет). На этой стадии ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра важна для ребенка, так как формирует инициативу, развивает творческие начала. Ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и т.д. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины. 11
Стадия, связанная с младшим школьным возрастом (от 6 до 11 лет). На этой стадии ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический навык культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, он верит в свои силы, уверен, спокоен. Неудачи в школе приводят к появлению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потере интереса к учебе. Стадия отрочества (от 11 до 20 лет). На этой стадии формируется центральная форма эгоидентичности (личностного «Я»). Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения - вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к нему о самоопределении. 12
Стадия юности (от 21 до 25 лет). На этой стадии для человека становится актуальным поиск спутника жизни, сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество. Стадия зрелости (от 25 до 55/60 лет). На этой стадии развитие идентичности идет всю жизнь, ощущается воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. На этой же стадии личность вкладывает себя в хороший, любимый труд, заботу о детях, удовлетворена своей жизнью. 13
Стадия старости (старше 55/60 лет). На этой стадии происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. По мнению Э.Эриксона, как будет решена проблема социализации на первой стадии, аналогично, она будет протекать и на последней. Это подтверждается и известной житейской мудростью: «Понять жизнь можно только к концу, а прожить надо сначала». На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно. 14
Переходы от одного возрастного периода социализации к другому рассматриваются как критические, переходные возрасты. Это связано с ломкой прежних социальных отношений с окружающей средой и формированием новых. Наиболее ярко они проявляются в детском и юношеском возрасте. В эти периоды следует учитывать, что дети: - трудновоспитуемы; - проявляют упрямство; - непослушание; - строптивость; - негативизм и др. Выделяют большие и малые кризисы детского и юношеского возраста. Большие кризисы обусловлены перестройкой отношений с социальным окружением. Малые кризисы протекают внешне спокойно и связаны с ростом совокупности знаний, навыков и умений, относительной самостоятельности ребенка. 15
Этапы социализации Стадия адаптации (рождение -подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание. Появление желания выделить себя среди других - стадия идентификации. Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно. Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду. Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям. 16
17. Три фазы социального развития личности человека (в трактовке А. В. Петровского): детство (адаптация индивида) - овладение нормами социальной жизни; отрочество (индивидуализация) - потребность индивида в максимальной персонализации (самобытное выполнение определенной социальной роли, активное влияние на восприятие людьми себя и оценку собственной личности и деятельности), стремление ``быть личностью''; юность (интеграция) - приобретение черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития.
Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидание, изменение поведения и стремление соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых; 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли; 3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей. 18
Три основных аспекта социализации: биологический, культурный и социокультурный (по Смелзеру) Инструменты социализации средства массовой информации - печать, радио, телевидение формы организации деятельности детей - учебный класс, художественная студия, спортивная команда, клуб по интересам системы социальных эталонов - художественные образы, традиции, стереотипы, идеальные и материальные ценности. Сферы социализации деятельность, общение, самосознание 19
Деятельность. На протяжении всего процесса социализации личность расширяет, по выражению А.Н. Леонтьева, каталог своих деятельностей. Осваивает новые и новые виды деятельности. При этом происходит ориентировка в системе деятельностей, их связей. Происходит выбор (личностный) деятельности, и, вследствие этого, возникает второй процесс - определенное центрирование вокруг главного вида деятельности и подчинение ему всех остальных видов деятельности. Общение (коммуникация, интеракция, взаимное восприятие и взаимооценка). Личность в общении приобретает новые черты: усваивает определенные конвенциальные нормы общения в деятельности и нормативы самой деятельности, ее социальных качеств (традиции, обычаи). 20
Самосознание. В наиболее общем виде социализация означает становление в человеке образа его Я. Этот образ не возникает сразу, складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Я и мое отношение ко всему, что вокруг моего Я. Развитие самосознания в ходе социализации личности - это процесс, контролируемый и определяемый постоянным приобретением личностного социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения. 21
Задачи социализации социальная адаптация - активное приспособление индивида к условиям общественной среды; социальная автономизация - устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Решение этих по сути противоречивых задач регулируется мотивами (движущими силами социализации): ``быть со всеми'' и ``оставаться самим собой''. Результат социализации человека - его общественная активность - реализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляется в сферах общественных отношений человека. 22
Критерии социализации человека - это социальная адаптированность, социальная автономность, социальная активность. Социализация ребенка - это стратегическая цель деятельности любого педагога, так как знания, приобретаемые на уроках, - это база для социального становления человека (даже если ученик не станет, например, специалистом в области истории и забудет после сдачи экзамена многие исторические даты, на его социальное поведение и отношение к окружающим общественным явлениям во многом будет влиять оценка этих исторических явлений, данная им самим). 23
Признаки успешности социализации -усвоение индивидами ключевых социальных и культурных норм, ценностей и образцов поведения; -морально-нравственное самоопределение (ориентацию на гуманистические ценности); -развитие личностных качеств (прежде всего, самостоятельности и независимости); -развитие самосознания (главным образом Я-концепции); -адаптированность личности к социальному окружению; - интеллектуальную зрелость, как способность к анализу, оценке и рефлексии 24
25 Механизмы социализации Механизмы - изучение, подражание, пример, заражение, внушение, уподобление, адаптация, заимствование, лидерство, мода, убеждение, идентификация, руководство. Г. Хибин и М. Форверг выделяют 3 основных механизма: 1) подражание, 2) идентификация, 3) руководство, наставление (инструктирование). Два аспекта: 1) освоение и присвоение человеком всего богатства предметной культуры; 2) освоение человеком всего богатства и многообразия человеческих общественных отношений
Копирование - повторение моделей социального поведения, социальных значений (символов, ценностей и установок). Подражание - непроизвольное или произвольное копирование чужих действий, форм поведения, принятие чужих социальных ценностей. Оказывает как позитивное, так и негативное влияние на результаты социализации. Имитация - осознанное стремление копировать определенную модель поведения. Идентификация - способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных. Эмпатия - сопереживание эмоциональному состоянию другого человека, проникновение в его переживания. Рационализация - ложное объяснение человеком своих фрустраций (фрустрация - это психическое состояние, которое возникает вследствие неудовлетворенной потребности и сопровождается отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием). 26
Причиной фрустрации может служить неудача в овладении учебным предметом, неожиданный запрет со стороны взрослого и др. Виды рационализации дискредитация цели - в случае недостижимости целей используется аргумент: «то, что недоступно мне, не может обладать высокими качествами»; самодискредитация - когда человек, стремясь к труднодоступным целям, терпит неудачу и, опасаясь критики со стороны, объявляет, что переоценил свои возможности; самообман - встречается в тех ситуациях, когда человек совершает выбор между двумя целями, альтернативными линиями поведения и, несмотря на ценность отвергнутого варианта, утверждает, будто бы у него не было выбора. 27
В процессе социализации у человека формируется определенная модель поведения. В этой модели поведения может быть преобладающим либо просоциальное поведение, либо асоциальное поведение. Просоциальное поведение - поведение человека среди других людей, бескорыстно направленное на общее благо. Асоциальное поведение (девиантное) в свою очередь может быть противоправным, что влечет за собой административную или уголовную ответственность, или аморальным (систематическое пьянство, наркомания, стяжательство, сексуальная распущенность и пр.; иногда включается поведение суицидное). Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению Правонарушений нередко предшествует ставшее привычным аморальное поведение. 28
К противоправному девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов такого поведения, как насилие, аморальность. Возникновению этих девиаций способствуют дефекты правового и нравственного сознания, содержания потребностей личности, характера, эмоционально- волевой сферы. Непротивоправное девиантное поведение также в большой мере определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию относительно устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. 29
Первые проявления этих девиаций наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в Ней ориентации ценностных. У детей и подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против Действительной или кажущейся несправедливости взрослых. Иногда девиантное поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм; это указывает на необходимость формирования нравственных привычек в относительно раннем возрасте. 30
Факторы социализации обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию: макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию: мегафакторы, макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы мегафакторы - космос, планета, мировое сообщество; макрофакторы - этнос, страна, государство; мезофакторы -демографические условия, принадлежность к социальной группе, классу, субкультуре; микрофакторы -семья, школа, группы ровесников. 31
космос –Вселенная; планета; мир (совокупное человеческое сообщество, существующее на нашей планете); страна -территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая определенные границы; общество-совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляет семья, социальные, возрастные, профессиональные и др. группы, а также государство; государство -звено политической системы общества, которое обладает властными функциями; этнос - народность, группа людей, объединённых общими признаками; 32
33 Факторы, оказывающие влияние на процесс социализации: биологическая наследственность; физическое окружение; культура, социальное окружение; групповой опыт; индивидуальный опыт. Младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность
Т.о. Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Жизнь – это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения. 34
35 Программа воспитания и социализации ФГОС направлена на: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения; формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда; формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования; формирование экологической культуры.
36 Программа должна содержать: 1) цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе; 2) направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику образовательного учреждения, запросы участников образовательного процесса; 3) содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающи- мися по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;
37 4) формы индивидуальной и групповой организации профессио- нальной ориентации обучающихся по каждому из направлений («ярмарки профессий», дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы); 5) этапы организации работы в системе социального воспитания в рамках образовательного учреждения, совместной деятельности образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, в том числе с системой дополнительного образования; 6) основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся по каждому из направлений с учётом урочной и внеурочной деятельности, а также формы участия специалистов и социальных партнёров по направлениям социального воспитания; 7) описание деятельности образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся;
38 8) систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся (рейтинг, формирование портфолио, установление стипендий, спонсорство и т.п.); 9) модели организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, включающие в том числе рациональную организацию учебно- воспитательного процесса и образовательной среды, физкультурно-спортивной и оздоровительной работы, профилактику употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, организацию системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса;
39 10) критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся (поведение на дорогах, в чрезвычайных ситуациях); 11) методику и инструментарий мониторинга духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся; 12) планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Программа должна обеспечить: формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей); усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию; 40
приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности; социальную самоидентификацию обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности; формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учётом правовых норм, установленных российским законодательством; приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации; 41
приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных организациях (спортивные секции, творческие клубы и объединения по интересам, сетевые сообщества, библиотечная сеть, краеведческая работа), в ученическом самоуправлении, военно-патриотических объединениях, в проведении акций и праздников (региональных, государственных, международных); участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций; в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения; в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города; формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды; 42
развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье; учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей; формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии; овладение способами и приёмами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения; развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности; 43
приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся; создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов; сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы; совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями); информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности; 44
использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах); осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни; формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей; 45
осознанное отношение обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания; формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять; овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены; осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения 46
47 формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения, профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний; убеждённости в выборе здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения;
48 Вопросы и задания для повторения темы и контроля знаний Что такое социализация? Как, по вашему, соотносятся социализация и воспитание? Каковы задачи и мотивы социализации? Каковы критерии социализации человека? Раскройте механизмы социализации. Какие факторы социализации выделил А. В. Мудрик? Раскройте каждый фактор социализации. Докажите, что учитель физической культуры - агент социализации.
Литература 1. Багдасарова С. К., Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология и педагогика. - М.; Ростов н / Д, Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., с. 3.Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. «Вопросы психологии», 1978, 4; 1979, 2, Голованова Н.Ф., Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. - СПб.: Специальная литература, Гребенюк О. С., Рожков М. И. Общие основы педагогики. - М., Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития гражданина России. Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение,
50 7. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. - М.; Ростов н / Д, Мудрик А. В. Социальная педагогика. - М., Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб. Речь, Рожков М. И. Теоретико-методологические основы педагогики: Конспекты лекций. - Ярославль, Сластенин В. А. и др. Педагогика. - М., Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г Эриксон Э. «Идентичность: юность и кризис». М.,