Анализ запутанных ситуаций учитель информатики 1 категории МОУ «Центр образования 11» 1 категории МОУ «Центр образования 11» Лобанов А.А.
Анализ запутанных ситуаций Графы хорошо помогают анализировать запутанные ситуации. Пример1 Боксёры с твёрдою походкой Не моют пол зубною щёткой. Кто моет пол зубною щёткой, Тот наделён душою кроткой. Кто пол мыть щёткой не желает, Суровым нравом обладает. Суровый нрав у тех бывает, Кто книжек вовсе не читает. Кто книжек вовсе не читает. Фосс враг и книжек и газет, Ответь, боксёр он или нет?
Анализ запутанных ситуаций Для описания ситуации используем ряд утверждений и используем граф. Боксёр Не моет пол зубною щёткой Моет пол зубною щёткойИмеет кроткую душу Имеет суровый нрав Не читает книг Твёрдою походкой
Анализ запутанных ситуаций Пример2 Широкоплечие мужчины Поют, садясь за руль машины. Мужчины с узкими плечами, Садясь за руль молчат как камень. Те, кто за руль садятся с пеньем, Не отличаются терпеньем. Те кто в машине молчаливы, Бывают очень терпеливы. Терпенье тем дано с избытком. Кто чинит домики улиткам. Чтоб домик починить улитке, Клей варят на электроплитке. Фосс не выносит запах клея, Он сразу падает, бледнея. Прошу ответить на вопрос: Широкоплеч ли мистер Фосс?
Анализ запутанных ситуаций Широкоплечие мужчиныпоют Мужчины с узкими плечами молчат поют Не отличаются терпеньем Терпеливы Чинит домики улиткам Клей варят на эл.плитках
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Хвост Барбоса: Собаки с рыжими хвостами Себе овсянку варят сами. Тем, чьи хвосты стального цвета, Не позволяют делать это. Кто варит себе овсянку, Гулять выходит спозаранку. Все, кто гулять выходит рано, Не терпят фальши и обмана. Вид добродушный у Барбоса, Но на сорок он смотрит косо.. Он видит: норовят сороки У воробьёв списать уроки! Скажите – проще нет вопроса! Какого цвета хвост Барбоса? Построить граф, найти ответ на вопрос.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Отец сына профессора бьёт сына отца профессора. Кто кого бьёт, если сам профессор в драке не участвует? Построить граф, найти ответ на вопрос.
Смысловая структура фраз В искусственном интеллекте существует раздел, который называется компьютерная лингвистика. Задача Этой науки – научить компьютер общаться с человеком на естественном языке. Смысл любой фразы зависит не только от слов её составляющих, но и связей между словами. Для того, чтобы выяснить смысл фразы надо разобраться в её структуре. А для этого используют графы.
Смысловая структура фраз Определим структуру фразы «С утра на улице шёл тёплый грибной дождь» с утра шёл на улице дождь тёплыйгрибной Какой? Когда? Где? Кто?\Что? Что делал? Если в вершинах графа заменить члены на другие родственные слова, то снова может получится осмысленная фраза.
В 5 утра прошёл По перрону поезд скорыйпроходящий Какой? Когда? Где? Кто?\Что? Что делал? «В 5 утра по перрону прошёл скорый проходящий поезд» Смысловая структура фраз
«Соседский мальчик ударил кулаком друга за обидное слово». Какой-то Кто-то Чем-то Кого-то Что-то Соседский мальчик кулаком друга Обидное слово Подобные модели закладываются в компьютерную память и используются для анализа текстов на естественных языках
Смысловая структура фраз Представьте в виде графа связи в следующих предложениях: «Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел». Однажды в пору вышел из лесу я студёную зимнюю Какую? Когда? Откуда? Кто?\Что? Что делал?
Смысловая структура фраз Представьте в виде графа связи в следующих предложениях: «Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж черепа человека чрезвычайно чётко на чердаке в четверг.
Смысловая структура фраз чертёнкачертили четыречёрных чрезвычайночёткочернилами на чердаке в четверг чертёж черепа человека Кто? Что делали? Что? Чего? Кого? Как? Чем? Когда? Где? Сколько? Каких?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Представьте в виде графа связи в следующих предложениях придуманных Г. Остером: А) Мряка друсит пусики и на друську одного прусика тратит полдолготика. Б) Мряка 7 раз фрякнула Бряку марфуфочкой по чему попало, а Бряка фрякнула Мряку той же марфуфочкой по чему попало 9 раз.