Ильин Евгений Петрович ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ АППАРАТА НАЦИОНАЛЬНОГО АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО КОМИТЕТА кандидат юридических наук «ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ. РОЛЬ И МЕСТО МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ МЕР»
Развитие нормативной базы в сфере противодействия терроризму Указ Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 года 338 «О мерах по усилению борьбы с терроризмом» (утратил силу) Указ Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 года 338 «О мерах по усилению борьбы с терроризмом» (утратил силу) Федеральный закон от 25 июля 1998 года 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (утратил силу) Федеральный закон от 25 июля 1998 года 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (утратил силу) Указа Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 года 1167 «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом» Указа Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 года 1167 «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом» Федеральный закон от 6 марта 2006 года 35 «О противодействии терроризму» Федеральный закон от 6 марта 2006 года 35 «О противодействии терроризму» Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года 116 «О мерах по противодействию терроризму» Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года 116 «О мерах по противодействию терроризму» постановление Правительства РФ от 4 мая 2008 г. 333 «О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму» постановление Правительства РФ от 4 мая 2008 г. 333 «О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму»
Схема координации деятельности по противодействию терроризму в Российской Федерации Национальный антитеррористический комитет Федеральный оперативный штаб Аппарат Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба Антитеррористические комиссии Субъектов Российской Федерации Аппараты формируются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации Оперативные штабы субъектов Российской Федерации Аппараты Формируются в территориальных органах безопасности Президент Российской Федерации
Основные черты ОГСПТ: 1. Комплексное, системное решение вопросов по всем трем направлениям: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; 2. Создание двух вертикалей управления и координации (антитеррористических комиссий и оперативных штабов), что позволило четко разделить функции профилактики и борьбы с терроризмом и исключить перекладывание ответственности с одной вертикали (АТК) на другую (ОШ); 3. Наделение необходимым объемом компетенции Председателя Национального антитеррористического комитета и руководителей оперативных штабов в субъектах Российской Федерации; 4. Включение в состав Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба первых лиц (руководителей) заинтересованных министерств и ведомств (аналогов в мировой практике нет); 5. Четкое разделение компетенции между руководителями АТК и ОШ в субъектах Российской Федерации, а также руководителями федеральных органов исполнительной власти; 6. Внедрение принципа единоначалия и возложение персональной ответственности на соответствующих руководителей (в сфере профилактики терроризма, минимизации и ликвидации его проявлений – на глав субъектов Российской Федерации, в сфере борьбы с терроризмом – на руководителей территориальных органов безопасности). Ранее многие руководители на местах не считали возможным принять управленческие решения без предварительного одобрения федерального руководства, что, как правило, требовало значительного времени и вело к серьезным упущениям инициативы на этапе первоначальных действий ОШ; 7. Создание оперативных штабов на постоянной, а не временной, основе, что позволило внедрить механизм воздействия на процесс реализации принимаемых решений, в т.ч. обеспечить постоянство контроля; 8. Создание постоянно действующих аппаратов АТК и ОШ, что позволило поставить работу по противодействию терроризму на системную основу; 9. Принципиально принятое решение о создании аппаратов ОШ в составе органов федеральной службы безопасности, что, с учетом особой ответственности первых руководителей территориальных органов безопасности, являющихся руководителями ОШ, позволило привлечь в их состав наиболее квалифицированных специалистов в сфере противодействия (борьбы) терроризму; 10. Упреждающее (заблаговременное) выделение сил и средств правоохранительных органов и спецслужб, позволивших поставить их подготовку, разработку порядка действий и планов антитеррористических мероприятий, а также процедуру обучения задействованного личного состава на заблаговременную основу (по принципу «тяжело в учении – легко в бою»); 11. Единое информационное обеспечение сферы борьбы с терроризмом путем создания Единого банка данных по проблемам борьбы с терроризмом (ЕБД), пользователями которого призваны стать 19 министерств и ведомств; 12. Наделение одной структуры (НАК, ФОШ) функциями координации информационно-аналитического обеспечения, выработки решений и реализации мер по всем направлениям противодействия терроризму (в области профилактики терроризма, борьбы с терроризмом и ликвидации последствий терактов)
Обеспечение национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности осуществляется при постоянном совершенствовании правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма… Обеспечение национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности осуществляется при постоянном совершенствовании правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма… Стратегия национальной безопасности Российской Федерации
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации «Практическая значимость Концепции заключается в том, что наряду с целью и задачами в ней раскрываются также направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации» «Практическая значимость Концепции заключается в том, что наряду с целью и задачами в ней раскрываются также направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации»
повышенный высокий критический устанавливается при получении требующей подтверждения информации о реальной возможности совершения террористического акта устанавливается при подтверждении информации о реальной возможности совершения террористического акта устанавливается при поступлении информации о совершенном террористическом акте либо о совершении действий, создающих непосредственную угрозу террористического акта УРОВНИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПАСНОСТИ (Указ Президента Российской Федерации от года 851)
Террористические проявления и террористические акты в Российской Федерации
Возраст 4-х из пяти бандитов не превышает 30 лет
НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ: информационно-аналитическое обеспечение противодействия терроризму и экстремизму информационно-аналитическое обеспечение противодействия терроризму и экстремизму пропагандистское обеспечение пропагандистское обеспечение контрпропагандистское контрпропагандистское идеологическое идеологическое организационное организационное образовательное направление образовательное направление
КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН информационного противодействия терроризму в Российской Федерации на 2008 – 2012 годы обеспечение антитеррористической защищенности критически важных и потенциально опасных объектов, повышение уровня антитеррористической безопасности в сфере энергетики, транспорта, в местах массового пребывания людей …; обеспечение антитеррористической защищенности критически важных и потенциально опасных объектов, повышение уровня антитеррористической безопасности в сфере энергетики, транспорта, в местах массового пребывания людей …; формирование (совершенствование) механизмов защиты информационного пространства и населения Российской Федерации от идеологии терроризма и экстремизма; формирование (совершенствование) механизмов защиты информационного пространства и населения Российской Федерации от идеологии терроризма и экстремизма; совершенствование системы информационного противодействия терроризму, предусматривающей задействование органов государственной власти, возможностей правоохранительных органов и спецслужб, общественных организаций, ученых, специалистов в области религиозных отношений, образования, культуры и искусства, СМИ, бизнес-сообщества в осуществлении деятельности на данном направлении; совершенствование системы информационного противодействия терроризму, предусматривающей задействование органов государственной власти, возможностей правоохранительных органов и спецслужб, общественных организаций, ученых, специалистов в области религиозных отношений, образования, культуры и искусства, СМИ, бизнес-сообщества в осуществлении деятельности на данном направлении; формирование социально-политических, правовых и иных основ для эффективного противодействия идеологии терроризма и экстремизма формирование социально-политических, правовых и иных основ для эффективного противодействия идеологии терроризма и экстремизма Задач и:
Взаимодействие антитеррористических комиссий и оперативных штабов
Первый уровень - предусматривает совместную с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти работу по противодействию террористическим угрозам на предприятиях, включенных в федеральный перечень критически важных объектов. Второй уровень - проводится комплекс мер по обеспечению безопасности функционирования жизненно важных для региональной экономики производств, включенных в окружной перечень объектов, подлежащих первоочередной антитеррористической защите. Третий уровень - организуется работа в муниципальном звене по устранению угроз терроризма и иных чрезвычайных ситуаций на опасных производствах, социально - значимых объектах, в местах массового пребывания населения. Трехуровневая система обеспечения безопасности населения, стратегически важных, социально-значимых и иных объектов террористической устремленности
Алгоритм действий главы муниципального образования - председателя АТК в условиях резкого обострения оперативной обстановки на территории муниципального образования, связанного с возникновением теругроз Получить подтверждение информации в территориальных подразделениях ФСБ, ОВД, МЧС и из иных достоверных источников. Получить подтверждение информации в территориальных подразделениях ФСБ, ОВД, МЧС и из иных достоверных источников. При подтверждении сведений незамедлительно лично проинформировать руководителя в субъекте Российской Федерации: При подтверждении сведений незамедлительно лично проинформировать руководителя в субъекте Российской Федерации: а) об источнике информации, времени, месте возникшей террористической угрозы, степени опасности для населения и объектов жизнеобеспечения, возможных (наступивших) негативных последствиях; а) об источнике информации, времени, месте возникшей террористической угрозы, степени опасности для населения и объектов жизнеобеспечения, возможных (наступивших) негативных последствиях; б) об имеющихся данных о террористах, их численности, наличии огнестрельного оружия, иных средств террора, выдвигаемых требованиях, возможных единомышленниках и пособниках; б) об имеющихся данных о террористах, их численности, наличии огнестрельного оружия, иных средств террора, выдвигаемых требованиях, возможных единомышленниках и пособниках; в) об информированности правоохранительных органов о случившемся и принимаемых ими мерах (на момент доклада); в) об информированности правоохранительных органов о случившемся и принимаемых ими мерах (на момент доклада); г) о приблизительной численности граждан, находящихся в опасной зоне; г) о приблизительной численности граждан, находящихся в опасной зоне; д) о принимаемых превентивных мерах по локализации и минимизации возникших угроз жизни и здоровью людей. д) о принимаемых превентивных мерах по локализации и минимизации возникших угроз жизни и здоровью людей. Обеспечить взаимодействие с оперативной группой в муниципальном образовании (УФСБ, УВД). Обеспечить взаимодействие с оперативной группой в муниципальном образовании (УФСБ, УВД). Отдать распоряжения об обеспечении готовности предприятий транспорта, связи, здравоохранения, противопожарной охраны, подразделений МЧС к действиям по защите населения, локализации и минимизации последствий теракта. Отдать распоряжения об обеспечении готовности предприятий транспорта, связи, здравоохранения, противопожарной охраны, подразделений МЧС к действиям по защите населения, локализации и минимизации последствий теракта. Организовать эвакуацию населения из опасной зоны. Организовать эвакуацию населения из опасной зоны. При необходимости организовать остановку технологически опасных производств, находящихся в непосредственной близости от объекта преступных посягательств. При необходимости организовать остановку технологически опасных производств, находящихся в непосредственной близости от объекта преступных посягательств. По прибытии Оперативного штаба обеспечить необходимые условия для его работы, а также выполнение решений его руководства. По прибытии Оперативного штаба обеспечить необходимые условия для его работы, а также выполнение решений его руководства. Информирование населения о складывающейся обстановке и принимаемых органами власти мерах поводить через СМИ по согласованию с Оперативным штабом. Информирование населения о складывающейся обстановке и принимаемых органами власти мерах поводить через СМИ по согласованию с Оперативным штабом.
Действия АТК в МО до начала контртеррористической операции: дать поручение об обеспечении взаимодействия с оперативной группой в районе (городе), со всеми силовыми структурами (правоохранительными органами) в целях получения и обработки информации, анализа оперативной обстановки и выработки адекватных мер по сложившейся ситуации, а также минимизации и ликвидации последствий ее проявлений дать поручение об обеспечении взаимодействия с оперативной группой в районе (городе), со всеми силовыми структурами (правоохранительными органами) в целях получения и обработки информации, анализа оперативной обстановки и выработки адекватных мер по сложившейся ситуации, а также минимизации и ликвидации последствий ее проявлений дать указания о сборе руководителей структурных подразделений администрации муниципального образования, руководителей постоянно действующих рабочих групп АТК (ПДРГ АТК), оповещении о случившемся руководителей хозяйствующих субъектов; установлении круглосуточного дежурства руководящего состава; усилении охраны объектов, подлежащих первоочередной антитеррористической защите, других объектов возможных террористических посягательств на территории муниципального образования дать указания о сборе руководителей структурных подразделений администрации муниципального образования, руководителей постоянно действующих рабочих групп АТК (ПДРГ АТК), оповещении о случившемся руководителей хозяйствующих субъектов; установлении круглосуточного дежурства руководящего состава; усилении охраны объектов, подлежащих первоочередной антитеррористической защите, других объектов возможных террористических посягательств на территории муниципального образования поставить задачи соответствующим службам (здравоохранение, ЖКХ, ГОиЧС, образование, потребительский рынок) о принятии практических мер по профилактике, минимизации (локализации) и ликвидации возможных последствий чрезвычайных обстоятельств и решении задач, поставленных АТК, ОШ в округе. поставить задачи соответствующим службам (здравоохранение, ЖКХ, ГОиЧС, образование, потребительский рынок) о принятии практических мер по профилактике, минимизации (локализации) и ликвидации возможных последствий чрезвычайных обстоятельств и решении задач, поставленных АТК, ОШ в округе. дать указания по принятию организационно-практических мер в интересах размещения ОШ, оперативной группы администрации округа и обеспечения их функционирования в районе проведения КТО дать указания по принятию организационно-практических мер в интересах размещения ОШ, оперативной группы администрации округа и обеспечения их функционирования в районе проведения КТО по согласованию с руководством оперативной группы в муниципальном образовании дать указания о задействовании СМИ для проведения разъяснительной работы с населением о ситуации, складывающейся в районе совершения теракта, прилегающих территориях и в целом в муниципальном образовании по согласованию с руководством оперативной группы в муниципальном образовании дать указания о задействовании СМИ для проведения разъяснительной работы с населением о ситуации, складывающейся в районе совершения теракта, прилегающих территориях и в целом в муниципальном образовании дать поручение об информировании о случившемся и принимаемых мерах руководителей объектов, подлежащих первоочередной антитеррористической защите, расположенных на территории района, а также администраций соседних муниципальных образований дать поручение об информировании о случившемся и принимаемых мерах руководителей объектов, подлежащих первоочередной антитеррористической защите, расположенных на территории района, а также администраций соседних муниципальных образований
Совместное письмо Председателя НАК – Директора ФСБ России и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Министра финансов Российской Федерации ( 11/П/1-147 от г /2037 от г.) усиление антитеррористической защищенности потенциально опасных объектов, мест массового пребывания людей и объектов жизнеобеспечения, находящихся в собственности или в ведении субъекта Российской Федерации (муниципального образования); усиление антитеррористической защищенности потенциально опасных объектов, мест массового пребывания людей и объектов жизнеобеспечения, находящихся в собственности или в ведении субъекта Российской Федерации (муниципального образования); организация и проведение информационно-пропагандистских мероприятий, направленных на вскрытие сущности и разъяснения общественной опасности терроризма, оказание позитивного воздействия на граждан с целью формирования у них неприятия идеологии терроризма, обучение населения формам и методам предупреждения террористических угроз, порядку действий при их возникновении; организация и проведение информационно-пропагандистских мероприятий, направленных на вскрытие сущности и разъяснения общественной опасности терроризма, оказание позитивного воздействия на граждан с целью формирования у них неприятия идеологии терроризма, обучение населения формам и методам предупреждения террористических угроз, порядку действий при их возникновении; проведение антитеррористических учений, направленных на отработку взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при осуществлении мер по противодействию терроризму, в том числе по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений проведение антитеррористических учений, направленных на отработку взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при осуществлении мер по противодействию терроризму, в том числе по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений Основные направления профилактики, в рамках которых целесообразно осуществлять финансирование антитеррористических мероприятий