ЭЛЕМЕНТЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Определение Плюсы и минусы ДО История Классификация ДОТ Формы ДОТ Структура дистанционного курса Moodle Пользователи Moodle в Санкт-Петербурге Модели использования ДО в ОУ и примеры Содержание
Определение Дистанционное обучение (ДО) взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. Дистанционное обучение это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) ДОТ – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Федеральный Закон «Об образовании в РФ» (статья 16, пункт 1)
Плюсы дистанционного обучения экономичность; обучение большого количества человек; повышение качества обучения за счёт применения современных средств; гибкость; возможность обучения инвалидов и других групп учащихся; объективность оценки; дополнительное углублённое освоение ПК;
Минусы дистанционного обучения необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет; аутентификация пользователя при проверке знаний; необходима жёсткая самодисциплина; высокая трудоёмкость разработки курсов дистанционного обучения. Создание 1 часа действительно интерактивного мультимедийного взаимодействия занимает более 1000 часов профессионалов; высокая стоимость построения системы дистанционного обучения; !
История В Европе в конце XVIII века, а в России в конце XIX века учащиеся по почте получали учебные материалы. Начало ХХ века. Появляются телеграф и телефон. Обучающие программы на радио и телевидении. Регулярное телевещание в СССР началось года. В январе 1984 года первый успешный серийно выпускаемый персональный компьютер с манипулятором типа «мышь» и полностью графическим интерфейсом. В 1990 году Тим Бернерс-Ли разработал язык разметки гипертекста и прототип Всемирной паутины. В России датой официального развития ДО считается
Основные ДОТ Телекоммуникационные технологии Интернет-технологии Технологии, основанные на использовании интегрированной образовательной среды Комплексные кейс-технологии
Комплексные кейс-технологии Эти технологии основаны на самостоятельном изучении печатных и мультимедийных учебно-методических материалов, предоставляемых обучаемому в виде кейса. Существенная роль отводится очным формам занятий (установочные лекции, активные семинарский, тренинговые, игровые формы, а также консультационные и контрольно-проверочные формы). Технологии этой группы используют компьютерные сети и современные коммуникации для проведения консультаций, конференций, переписки и обеспечения обучаемых учебной и другой информацией.
Телекоммуникационные технологии В основу данной группы технологий положен модульный принцип, предполагающий разделение предмета на замкнутые блоки, по которым предусмотрены контрольные мероприятия. Используются такие формы занятий, как вводные и модульные лекции, индивидуальны и групповые тренинги умений и навыков, тестирование, проведение консультаций по Интернет. Мониторинг качества усвоения знаний реализуется с помощью системы электронного тестирования.
Интернет-технологии (самая распространённая группа) Данные технологии характеризуются широким использованием компьютерных обучающих программ и электронных учебников, доступным обучаемым с помощью глобальной (Интернет) и локальных (Интранет) компьютерных сетей. Общие характеристики индивидуального комплекта учебно- методических материалов, отмеченных выше в связи с группой комплексных кейс-технологий, в основном справедливы и для этой группы дистанционных технологий. Все учебные материалы размещены на сервере и доступны для самостоятельного изучения. Через Интернет есть возможность связаться с преподавателем, пройти тесты.
Технологии, основанные на использовании интегрированной образовательной среды Информационный интегрированный продукт КМ-школа: Электронные энциклопедии; «Уроки Кирилла и Мефодия»; База тестовых заданий по предметам школьной программы; Медиатека – организованный набор информационных объектов. Отличительная особенность использования интегрированных информационных сред в том, что учитель может конструировать свою систему занятий. !
На сегодняшний день стоимость доступа к портальной версии «КМ-Школы» составляет: 3 месяца – 400 рублей (на одного пользователя) 6 месяцев – 750 рублей (на одного пользователя) 12 месяцев – 1500 рублей (на одного пользователя) Стоимость годового пакета для 100 пользователей составляет рублей. Стоимость пакета на 6 месяцев для 100 пользователей составляет рублей. Стоимость пакета на 3 месяца для 100 пользователей составляет рублей.
Способы использования ДОТ НазваниеВремяОсновная цельЭлементы Дистанционные консультации 1-2 чКонсультирование по группе вопросов Форумы, чаты, информационный материал, анкеты. Дистанционные семинары 2-6 чОбсуждение 1-2 вопросов Форумы, чаты, информационный материал, анкеты, глоссарий, практические задания. Дистанционные олимпиады 2-6 чФормирование творческих умений Практические задания, тесты, анкеты. Дистанционный тренинг 6-18 чФормирование умений Форумы, чаты, информационный материал, анкеты, тесты, практические задания Дистанционный курс чФормирование системы знаний и умений Форумы, чаты, информационный материал, анкеты, глоссарий, практические задания, тесты.
Структура дистанционного курса Дистанционный курс Представление информации Организация общения Форумы Чаты Переписка Текстовые и Web-страницы СсылкиФайлыГлоссарий Диагностика Тесты Задания Рабочая тетрадь Анкеты Skype
Форум Форум (синонимы: конференция, веб-конференция) – это инструмент для общения на сайте. Каждое сообщение на форуме имеет автора, тему и содержание. Чтобы отправить («запостить»)сообщение в форум нужно заполнить соответствующую форму на сайте. Сообщения на форуме объединены в треды (последовательность ответов на сообщение). В итоге форум представляет собой древовидную структуру, состоящую из тредов. Сообщения на форуме могут храниться неограниченно долго.
Чат Чат – это общение в Интернете, когда разговор ведётся в реальном времени. Для отправки сообщения в чат нужно просто выбрать себе имя, под которым Вы «появитесь» в нём. Чат позволяет многим пользователям общаться одновременно. Архивы чата, как правило, не имеют смысла, поскольку текст выглядит сплошной мешаниной.
Переписка Переписка предполагает общение преподавателя с обучающимися по электронной почте.
Skype Skype - бесплатное проприетарное (частное) программное обеспечение с закрытым кодом, обеспечивающее шифрованную голосовую связь и видеосвязь через Интернет между компьютерами, а также платные услуги для звонков на мобильные и стационарные телефоны. Skype имеет 663 миллиона пользователей по состоянию на сентябрь 2011 года. Большинство разработчиков и 44 % работников общего отдела находятся в Эстонии. Некоторые сетевые администраторы запретили использование Skype в корпоративных, правительственных, домашних и образовательных сетях, ссылаясь на чрезмерную пропускную способность и проблемы безопасности. Программа также позволяет совершать конференц-звонки (до 25 голосовых абонентов, включая инициатора), видеозвонки (до 10 абонентов), а также обеспечивает чат и передачу файлов. Есть возможность вместо изображения с веб- камеры передавать изображение с экрана монитора.
Среда дистанционного обучения Moodle Moodle – это среда дистанционного обучения, предназначенная для создания качественных дистанционных курсов. Moodle - интернет-среда для совместного обучения, поставляемая в исходных кодах. Слово Moodle – это аббревиатура от понятия Модулярная Объектно- Ориентированная Динамическая Обучающая Среда. Автор Moodle – Martin Dougiamas. Идея создания бесплатной платформы поддержки обучения с использованием информационных технологий возникла у него в 1999 году. Система используется в более чем 200 странах мира и переведена на 75 языков, в том числе и на русский.
Официальный сайт поддержки этого ПО:
Пользователи Moodle в Санкт-Петербурге Портал ДО в Санкт-Петербурге:
Центр дистанционного обучения АППО:
Центр ДО Красногвардейского района:
Организационные формы обучения в ОУ с использованием ДОТ Без создания структурного подразделения ДО Директор ОУ Заместитель директора ОУ Классные руководители Педагоги- предметники Специалисты сопровождения Ответственный за информатизацию
С созданием структурного подразделения ДО Директор ОУ Руководитель ЦДО Инженерно- техническое и программное обеспечение Информационно-ресурсное и методическое обеспечение Специалисты ЦДО Организация образовательного процесса Заместитель директора ОУ Классные руководители Служба сопровождения Организационные формы обучения в ОУ с использованием ДОТ
Виртуальная школа: Сайт школы 279:
Примеры реализации ДОТ для средней школы «Телешкола» - первая в России лицензированная и аккредитованная интернет-школа. Имеет официальный статус среднего общеобразовательного учреждения. Компанией разработана комплексная система ДО, размещённая в пространстве Интернет. (сайт компании «Телешкола»)
«Живая школа». Её курсы выполнены на основе системы ДО Moodle. (i-школа)
В 1968 году в Великобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования – Открытый Университет Великобритании. Его бюджет 400 млн. фунтов. В Турецком Дистанционном Университете обучается более половины зарегистрированных студентов страны. Национальный Открытый Университет Индиры Ганди насчитывает более 1 млн. студентов. 81 % высших заведений США имеют минимум 1 курс ДО Видеорепортаж о «Живой школе»: Видеорепортаж о «Телешколе»: Это интересно:
Спасибо за внимание!