Применение разнообразных видов работы по развитию речи детей на уроках русского языка. Мастер – класс МОУ Заславская СОШ Зубова Людмила Александровна
Современная школа уделяет много внимания развитию мышления в процессе обучения. Какое же место будет занимать в решении этой задачи применение разнообразных видов работы по развитию речи детей на уроках русского языка. Не последнее!
Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. Этот предмет несет знания слова, обозначающее понятие, помогает оперировать этим понятием, т.е. мыслить. Слова сочетаются в синтаксических конструкциях, позволяя выражать связи, отношения между понятиями, выражать мысль.
Логическое мышление формируется в начальных классах и развивается, затем совершенствуется в течение всей жизни человека. Овладение языком, запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для развития мышления.
Ограниченность словарного запаса, учащихся, низкий уровень дошкольной языковой подготовки не способствует успешному обучению ребёнка. Поэтому, задача учителя, на протяжении всего этапа обучения, вводить в курс преподавания русского языка разнообразные виды работы по развитию речи детей.
Задача учителя – помочь детям обогатить свой словарный запас; осмыслить речевую практику; совершенствовать свою речь; обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей; активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций; обеспечить формированием конкретных умений в области развития речи.
Вся работа состоит из трёх составных: работа над словом; работа над словосочетаниями и предложением; работа над связной речью в тексте.
Работа над словом Игра «Съеденный слог» На тарелке карточки с изображением 3 яблок с буквами. Учитель предупреждает, что «съеден слог» - начало слова. -йка майка сойка чайка зайка лейка
От глаголов образуйте однокоренные существительные. Покупать платья, костюмы. (покупка платьев, костюмов) В слове спрятались слова, найдите их. Постройка (стройка, строй, рой, рост, пост и т.д.) Соедини два слова в одно (пар, ход) Собери слово из букв. а з б у р (арбуз)
Работа с предложением Деформированное предложение. листья, лесных, на, лежат, тропинках, золотые Распространение предложения второстепенными членами. Выпал снег. Утром выпал белый, пушистый снег.
Дополнение начатого предложения словами с противоположным значением, подбор антонимов. Ступенчатое распространение простого предложения с помощью вопросов. Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой.
Работа над текстом Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным. Редактирование текста. Запись рассказа по наблюдениям с использованием опорных слов. Зрительный диктант. Творческий диктант с однократным чтением. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание сюжетов, событий, предшествующих изображенным или последующих.
Изложения Изложение по вопросам учителя. Изложение текста по коллективно составленному плану. Изложение с изменением действующего лица. Сжатое изложение. Подробное изложение. Изложение с использованием опорных слов.
Сочинения Сочинение по плану с упражнениями введения новых слов. Описание картинки или репродукции картины. Составление текста по аналогии. Сочинение по вопросам. Сочинение на определённую тему. Составление текста по аналогии.
Все эти 3 линии: работа над словом; работа над словосочетаниями и предложением; работа над связной речью в тексте развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложений, для связной речи; при подготовке к рассказу, сочинению проводится работа над словом и предложением.