Мастер – класс по теме : Проблемно - диалогическое обучение как способ активизации учебной деятельности учащихся на уроках в начальных классах Гончаровой Татьяны Николаевны учителя начальных классов I квалификационной категории МОУ школа 2 г. Обь Новосибирской области 1
« Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим навсегда ». Древняя мудрость Урок объяснения нового материала Урок « открытия » знаний Технология проблемно - диалогического обучения 2
Постановка учебной проблемы. Методы : Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Подводящий к теме диалог. Сообщение темы с мотивирующим приёмом. 3
Урок : Окружающий мир (4 класс ) Используемый метод : побуждающий от проблемной ситуации диалог. Создание проблемной ситуации. Побуждение учеников к осознанию и формулированию проблемы. Разворачивание диалога, побуждающего ученика к осознанию противоречия между житейским представлением и научным фактом. 4
Антарктида 5
Животный мир Антарктиды 6
7
8
9
10
Тема урока : Приспособительные признаки животных Антарктиды. 11
АнализДеятельность учителяДеятельность учеников ПОСТАНОВКАПРОБЛЕМЫПОСТАНОВКАПРОБЛЕМЫ - Давайте коротко повторим некоторые сведения об Антарктике. Вспоминают о местоположении и суровом климате Вопрос на « ошибку » - В связи совсем сказанным, что вы можете сказать о животном мире Антарктики ? - Животных здесь почти нет или очень мало, потому что слишком суровые условия. ( Житейские представления ) Предъявление научного факта наглядностью - Предлагаю вам посмотреть на слайды Смотрят слайды о многообразии животного мира Антарктики. ( Проблемная ситуация ) Побуждение к осознанию противоречия - Что вы думали сначала ? И как оказалось на самом деле ? -Мы думали, что животных в Антарктике почти нет. А на самом деле их много и они очень разные. ( Осознание противоречия ) Побуждение к проблеме - Так какая сегодня будет тема урока ? - Как животные приспосабливаются к таким суровым условиям ? Тема урокаФиксирование темы на доске - Приспособительные признаки животных Антарктики. ( Тема ) 12
Приспособительные признаки животных Антарктиды 13
Последовательное или одновременное выдвижение решающих гипотез. Последовательное или одновременное выдвижение решающих гипотез. АнализДеятельность учителяДеятельность учеников ПОИСКРЕШЕНИЯПОИСКРЕШЕНИЯ Материал для выдвижения гипотез - Внимательно рассмотрите иллюстрации на слайде. ( Открывает рисунки ) Рассматривают иллюстрации с изображением животных Антарктики. Побуждение к гипотезам - Какие у вас возникают гипотезы ? ( По ходу ответов фиксирует гипотезы на доске.) - У животных толстый подкожный слой жира. (1- я решающая гипотеза ) - Строение и форма тела позволяет легко передвигаться по снегу, льду, в воде. (2- я решающая гипотеза ) - Густое оперение у птиц. (3- я решающая гипотеза ) - Животные находят достаточное количество пищи. (4- я решающая гипотеза ) 14
Работа в группах с текстами : 1 группа – текст « Пингвины » 2 группа – текст « Альбатросы » 3 группа – текст « Морские слоны » 15
АнализДеятельность учителяДеятельность учеников ПОИСКРЕШЕНИЯПОИСКРЕШЕНИЯ Побуждение к плану проверки - Итак, у нас появилось несколько гипотез. Как можно их проверить ? - Прочитать в учебнике, энциклопедии, посмотреть фильм, посмотреть в интернете - Мы поработаем с текстами в группах. Каждая группа читает об одном из животных Антарктики и ищет факты, подтверждающие или опровергающие наши гипотезы. Работают по группам. Общая проверка всех решающих гипотез - Заслушаем первую группу. Аналогично работает с остальными группами. - Мы прочитали о пингвинах. У них толстый слой подкожного жира. ( Аргумент ) Рассказывают о птицах, тюленях Вывод - Итак, все наши гипотезы …? Все наши гипотезы верны. - Сделайте вывод урока.- Животные Антарктики приспосабливаются к жизни в суровых условиях с помощью … ( Открытие нового знания ) 16
Преимущества проблемно - диалогического обучения : Проблемный диалог реализуется на любой ступени обучения ( преемственность ступеней обучения ) Проблемный диалог дает учителю широкие возможности выбора методов, форм и средств обучения. Проблемный диалог является мощным источником мотивации познавательной деятельности учащихся. 17
Преимущества проблемно - диалогического обучения : Обеспечивает более качественное усвоение знаний, приучает учащихся мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность. В работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников. 18
Технология проблемно - диалогического обучения является : результативной ; здоровьесберегающей ; общепедагогической. 19
Литература : 1. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками : Пособие для учителя. - М., Мельникова Е. Л. Технология проблемного диалога : методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии. Сборник материалов. М., Баласс,
Спасибо за внимание 21