МКОУ Прогимназия 1 Выполнила Нотова Инна Альбияновна с.п. Урух
В Средние века служба на коне считалась принадлежностью благородного сословия. Дворяне обучали военному делу сыновей с самого раннего возраста, причем больше всего заботились о том, чтобы сделать юношу сильным и ловким. Его учили объезжать диких лошадей, владеть копьем, рубить мечом.
Когда оруженосец достигал 21 года, его посвящали в звание рыцаря. К этому важному обряду он долго готовился. Накануне посвящения он шел в полном вооружении в часовню, где проводил всю ночь. Наступало утро самого торжественного дня в жизни рыцаря. Среди процессии его вели в церковь, а за ним несли все его будущее вооружение. Рыцарские доспехи включали до 200 деталей, а общий вес военного снаряжения доходил до 50 кг.
Перед алтарем юноша давал клятву: всегда говорить правду, поступать справедливо, уважать святую церковь и духовенство, защищать слабых и неимущих, бороться с неверными и мстить за оскорбление благородной дамы. После присяги один из рыцарей вручал юноше шпоры, перчатки и панцирь. Затем посвящаемый в рыцари становился на колени и получал три удара мечом плашмя по плечу и по шее. Удары сопровождались словами: «Во имя Божие, Святого Михаила и Святого Георгия делаю тебя рыцарем». Этот обряд считался самым важным. Наконец, молодому рыцарю надевали шлем, давали в руки щит, копье и выводили из церкви. Тут уже стоял его конь. Ловко вскакивал он на него и перед всеми гостями показывал свою удаль: то он на всем скаку метал в цель копье или размахивал мечом, то прыгал через рвы или высокие заборы; наезжал, отъезжал, кружился на коне и т. п. День завершался праздником.
Когда рыцарь выезжал в своем полном вооружении, узнать его можно было только по его щиту: у одного было на щите изображение льва, у другого оленя, у третьего медведя. Эти рисунки стали называться гербами. Всякая дворянская фамилия имела свой родовой герб. За особые отличия на поле битвы к гербу рыцаря прибавляли новое украшение. Их записывали в особые книги гербовники.
В случае какой-либо ссоры между двумя рыцарями лучшим судом считали поединок. Обиженный бросал обидчику свою перчатку: это значило, что он вызывает его на бой. Если обидчик поднимал перчатку, то, значит, принимал вызов.
О том, какое оно было, можно прочитать в романе В.Скотта «Ричард Львиное сердце»: «Кольчуга с длинными рукавами, стальные перчатки и стальные латы считались, по-видимому, еще недостаточно надежным прикрытием, ибо на шее всадника висел еще треугольный щит, а стальной шлем с капюшоном был снабжен воротником из стальных колец, прикрывавшим плечи и горло воина и заполнявшим отверстия между латами и головным убором. Его икры и колени, как и все тело, были защищены кольчугой, а ноги обуты в стальные башмаки, сделанные из таких же стальных пластинок, как и перчатки. Кроме длинного, широкого, прямого и обоюдоострого меча с рукояткой в форме креста, на другом боку всадника висел еще большой кинжал. К седлу рыцаря была прикреплена длинная пика со стальным наконечником, одним своим концом упиравшаяся в стремя. Во время езды это оружие отклонялось назад, и прикрепленный к нему маленький флажок то развевался от слабого ветра, то недвижно повисал в минуты затишья. Все это громоздкое снаряжение было прикрыто плащом, который защищал броню от палящих лучей солнца. Без этой защиты они раскалили бы металл и сделали бы его нестерпимым для всадника. В нескольких местах на плаще был вышит герб владельца, на котором был изображен лежащий леопард с девизом: «Я сплю, не буди меня». Такой же точно рисунок виднелся и на щите рыцаря, хотя многочисленные удары почти совсем стерли краски. На плоской верхушке его тяжелого цилиндрического шлема не было перьев. Снаряжение лошади было столь же массивно и громоздко, как снаряжение всадника. Конь нес на себе тяжелое, обложенное сталью седло, дополняемое спереди подобием лат, а сзади стальной покрышкой, защищавшей круп. У луки седла висел стальной топор, называвшийся булавой; к узде была прикреплена стальная цепочка; голову лошади защищала стальная пластинка с отверстиями для глаз и ноздрей, снабженная на самом верху острой шишкой, которая выдавалась подобно рогу легендарного единорога».
Снаряжение рыцаря
Когда рыцарь выезжал в своем полном вооружении, узнать его можно было только по его щиту: у одного было на щите изображение льва, у другого оленя, у третьего медведя. Эти рисунки стали называться гербами. Всякая дворянская фамилия имела свой родовой герб. За особые отличия на поле битвы к гербу рыцаря прибавляли новое украшение. Их записывали в особые книги гербовники.
Жили рыцари в замках. Это были каменные постройки, окруженные стенами и башнями, приспособленными к защите. Замок рыцаря окружал глубокий ров, и всегда на сторожевой башне стоял воин, опускавший для въезда в замок подъемный мост.
Герольд объявлял состязание на копьях, называя имена рыцарей, которые желают первыми «сломить копье». Если рыцарь хотел скрыть свое имя, тогда его выкликали по какой-нибудь примете в гербе: «Рыцарь льва!», «Рыцарь креста!» и т. д. Конечно, судьям заранее были известны имена этих рыцарей. Когда трубы подавали сигнал к бою, рыцари с выставленными копьями наезжали друг на друга полным галопом. Кто успевал выбить своего противника из седла или же ломал свое копье о его стальной панцирь, тот считался победителем. Первую пару сменяла вторая, потом третья, и так до конца турнира, который мог продолжаться несколько дней. После рыцарей выезжали померяться силами их оруженосцы. Сломанное копье разрешалось переменить. Случалось, что хорошие бойцы ломали в день по 50 копий. По окончании турнира судьи выбирали победителя. Получить награду на турнире стремились самые знатные рыцари; ей была такая же цена, как и за военный подвиг на поле битвы. Имя победителя оповещалось под звуки труб и литавр. Победитель, став на колено, получал награду (украшение на шлем, меч или золотую цепь, иногда кольцо) из рук знатной дамы. Трубы и литавры играли снова в честь победителя. Затем его торжественно вели в замок, снимали тяжелые доспехи и, надев праздничную одежду, сажали за стол.
Турниры не всегда кончались благополучно. Случалось, что рыцари при падении с коня ломали себе руки, ноги, были смертельно ранены и даже убиты. Обычно это было связано с местью рыцаря своему врагу. Иногда происходили целые побоища, после которых насчитывали десятки убитых и сотни раненых. Невинное развлечение превращалось в братоубийственную бойню.
Рыцарские традиции складывались веками. Основу кодекса чести составляли верность долгу, отвага, презрение к опасности, благородное отношение к даме, внимание к нуждающимся. Скупость подлежала осуждению, предательство не прощалось. Но с течением времени многие рыцари забыли данную ими при посвящении клятву. Проживая в своих неприступных замках, они нападали на мирных жителей, грабили, убивали, жгли дома, занимались разбоем на дорогах.
online.ru/downloads/?file_id=87 815