Полиграфия 3. Полоса Харитонов А. Ю. Министерство образования и науки Украины Донецкий национальный технический университет Кафедра компьютерных систем мониторинга © Харитонов А. Ю. 1
2 Площадь полосы С точки зрения морфологии слово «полоса», как типографический термин, не имеет аналога в иностранных языках. В англоязычной литературе существует понятие «type агеа», которое дословно переводится как «область печати» или «запечатываемый участок».
Формально говоря, полоса это ограниченная полями прямоугольная зона типографского набора. Более интересно определение полосы, данное Владимиром Кричевским: «участок страницы, в пределах которого размещаются все тексты и иллюстрации. © Харитонов А. Ю. 3
Динамическая симметрия ряда прямоугольников - каждый из них строится на диагонали предыдущего. Начиная с элементарного квадрата со сторонами 1:1, далее прямоугольник 1:1,414 (по классификации Хэмбиджа С2), следующий прямоугольник с пропорциями 1:1,732 (СЗ). В этом же ряду двойной квадрат с рациональной пропорцией 1:2 (С4). Завершает ряд Хэмбиджа, являясь его кульминацией, прямоугольник С5, родственный «золотому» и обладающий гармоническими свойствами. © Харитонов А. Ю. 4
5 Динамическая симметрия Хэмбиджа Ряд прямоугольников, каждый из которых строится на диагонали предыдущего.
Динамическая симметрия ряда прямоугольников Прямоугольник С5 можно расчленить на квадрат, расположенный в геометрическом центре, и два малых прямоугольника золотого сечения. Объединив квадрат и один из малых золотых прямоугольников, получим опять же фигуру с «золотыми» пропорциями. © Харитонов А. Ю. 6
Динамическая симметрия ряда прямоугольников Прямоугольник С2 при делении пополам его пропорция остается неизменной. При делении образуется ряд подобных прямоугольников, гармонически связанных между собой единством формы. Эта особенность подтолкнула разработчиков стандартов к канонизации пропорции 1:1,414. © Харитонов А. Ю. 7
Динамическая симметрия ряда прямоугольников В прямоугольнике С2 квадрат, построенный на большей стороне, имеет площадь в 2 раза большую, чем квадрат, построенный на меньшей стороне. В прямоугольнике СЗ квадрат на большей стороне в 3 раза больше квадрата на меньшей стороне и так далее. Таким образом, образуются динамические ряды площадей, состоящие из целых чисел. © Харитонов А. Ю. 8
Модулор За основу были взяты пропорции человеческого тела. Главными точками, определяющими всю систему, стали рост человека (183 см), его высота до уровня солнечного сплетения (113 см) и до кончиков пальцев поднятой руки (226 см). Соотношение расстояний от нулевого уровня до солнечного сплетения (113 см) и от солнечного сплетения до макушки головы (70 см) есть золотое сечение. © Харитонов А. Ю. 9
Модулор, как система пропорций и измерений, представляет собой два бесконечных ритмических ряда чисел. Базовый определен точкой 183 см ростом человека:... 27, 43, 70,113, 183, 296, Второй ряд привязан к 226 см удвоенному расстоянию от точки солнечного сплетения человека:... 20, 33, 53, 86,140, 226, © Харитонов А. Ю. 11
© Харитонов А. Ю. 12 Исходные величины условный рост человека, его высота до уровня солнечного сплетения и с поднятой рукой, принятые равными 183, 113 и 226 см
Числа Фибоначчи элементы числовой возвратной последовательности 1, 1,2, 3, 5, 8, 13, 21, (ряда Фибоначчи), в которых каждый последующий член равен сумме двух предыдущих. Пропорция, основанная на числовом ряду Фибоначчи 2:3, 3:5, 5:8, 8:13,... стремится к соотношениям золотого сечения © Харитонов А. Ю. 13
© Харитонов А. Ю. 14
© Харитонов А. Ю. 16
© Харитонов А. Ю. 17 Золотое сечение гармоническое деление, деление отрезка на две части таким образом, что большая его часть является средней пропорциональной между всем отрезком и меньшей его частью. Приближенно, 1:1,618
© Харитонов А. Ю. 18
© Харитонов А. Ю. 19 Популярный квадратный формат издания, например 200 х 200 мм, на стандартном листе формата АЗ располагается неэкономично, на листе А2 идеально