Учитель истории и правоведения Волновахской ОШ 4 Суптеля О. А.
1. Письменность 2. Литература 3. Устное народное творчество 4. Архитектура, градостроительств о 5. Изобразительное искусство 6. Художественное ремесло
Славянскую азбуку создали монахи Кирилл и Мефодий
С принятием христианства на Руси началось книгописание. Книги создавались на религиозной основе, или это были летописи. Каждая книга украшалась миниатюрами. МИНИАТЮРЫ – небольшие изящные картинки, иллюстрирующие текст
В XI веке на Руси появились письменные познавательные произведения, т.е. зарождается ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Древнейшая дошедшая до нас летопись – «Повесть временных лет» - была создана около 1113 года монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.
Первые русские книги были рукописными и очень дорогими. Каждая буква была в них тщательно выписана по строгим правилам – УСТАВУ. Начало нового абзаца украшалось инициалом - затейливой заглавной буквой, выполненной в виде людей, животных, или сложного орнамента. В их раскраске преобладал красный цвет, поэтому отступ в начале абзаца называется красной строкой.
В летописи «Слово о полку Игореве» рассказывается о походе на половцев новгород-северского князя Игоря. Его войско разбито, а сам Игорь попал в плен. Автор «Слова» скорбит о павших воинах и призывает русских князей к единству, чтобы общими усилиями под предводительством Великого князя дать отпор «степи».
Былины – поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей.
Герои древнерусских былин – Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич.
Архитектура. Каменное строительство началось на Руси с принятием христианства В 989 году князь Владимир заложил в Киеве так называемую Десятинную церковь, посвященную Успению Богородицы Закладка Владимиром Десятинной церкви в Киеве Десятинная церковь в Киеве (реконструкция)
Города обносились деревянными стенами и башнями, которые возводились на высоком земляном валу. Перед крепостными стенами вырывали глубокий ров. Внутри располагались каменные соборы, хоромы, улицы мостились деревянным настилом. План Киевского Кремля в 12 в.
В городах стали возникать рынки. Здесь торговали крестьяне из окрестных сел, приезжали иностранные купцы. Среди товаров были представлены оружие, пряности, ткани, ювелирные изделия. Большую часть жителей города составляли ремесленники.
Внутренне убранство храма отличалось богатой росписью. Вслед за Византией русские художники использовали в храмах синие и розовые оттенки. Фрески – картины, написанные водными красками по сырой штукатурке Мозаика – картины из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков Интерьер собора Святой Софии в Киеве
Культурный уровень древнерусского народа был достаточно высок. В стране появились зодчие, художники, ювелиры, вышивальщицы
Русские ювелиры славились своим мастерством. Украшенные богатым окладом иконы стремились заполучить многие Византийские храмы. Оклады выполнялись из золота, серебра, золоченой и серебреной меди, украшались чеканкой, сканью, басмой, чернью, а также жемчугом и драгоценными камнями.
1.Височные кольца трехбусинные; 2. Нательные кресты; 3. Колты и цепи из колодочек для из крепления; 4. Шейная гривна; 5. Перстни; 6. Деталь венчика - цепь из прямоугольных бляшек; 7. Деталь очелья. Серебро, золото, жемчуг, камень; волочение, витье ковка, тиснение, гравировка, чернь, скань, зернь, пайка. 8. Фрагменты одежды и нашивные бляшки. Шелк, золотная нить, серебро, медный сплав, жемчуг; ткачество, вышивка, тиснение, перегородчатая эмаль, золочение, пайка. Реконструкция парадного убора боярыни. Скань - ювелирная техника. Вытягивая золотую или серебряную проволочку толщиной в человеческий волос, мастер скручивал (скал) несколько драгоценных ниточек в изящный объемный узор.
Изготовлены из золота с применением тиснения и пайки. Изображения на них нанесены в сложнейшей технике перегородчатой эмали. Перегородчатая эмаль - ювелирная техника.. На золотую поверхность напаивали контуры рисунка тончайшей золотой проволочкой или пластинкой в форме желобка. В образовавшиеся ячейки засыпали стеклянный порошок - эмаль. При нагреве эмаль прочно соединялась с поверхностью изделия. Для получения того или иного цвета требовалась своя температура нагрева. Эмальерное дело было вершиной древнего прикладного искусства, овладение им свидетельствовало о высочайшем уровне мастерства.
Серебро, железо, стекло; тиснение, волочение, витье, ковка, золочение, чернь, скань, зернь, пайка. Височные кольца украшены зернью. Мастера изготовляли крошечные серебряные или золотые шарики и напаивали их на поверхность изделия. На небольшом предмете мастер мог разместить несколько тысяч шариков.
Серебро, железо, стекло; тиснение, волочение, витье, ковка, золочение, чернь, скань, зернь, пайка. Серебряные колты - две тонкие кованные из драгоценного металла пластины образовывали полую емкость, в которую помещали ароматические вещества. На цепочках-ряснах или лентах они подвешивались у висков к головному убору и, покачиваясь при движении, издавали аромат. Эти украшения воспринимались как обереги, на них часто помещали христианские или языческие символы, способные, по мнению древних людей, отогнать злых духов. Чернь - ювелирная техника. Чернение достигалось нанесением на специально подготовленную серебряную поверхность черневого порошка. Техника черни придавала вещам благородство и особую изысканность.