Медиатекст (media text, media construct) – сообщение, изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и пр.).
Классификация уровней медиавосприятия: Уровни медиавосприятияПоказатели уровней медиавосприятия Уровень первичной идентификации Эмоциональная, психологическая связь с фабулой (цепью событий) повествования, способность воспринимать цепь событий в медиатексте, ассимиляция среды (эмоциональное освоение реальности, представленной в медиатексте и т.п.). Уровень «вторичной идентификации» Отождествление с персонажем медиатекста, способность сопереживать, поставить себя на место героя (ведущего), понимать его психологию, мотивы поступков, восприятие отдельных компонентов медиаобраза. Уровень «комплексной идентификации» Отождествление с автором медиатекста при сохранении «первичной» и «вторичной» идентификации (с последующей интерпретацией увиденного). То есть способность соотнесения с авторской позицией, на основе восприятия «авторской мысли в динамике звукозрительного образа», синтеза «мыслей и чувств зрителя в образных обобщениях».
Уровни оценки (анализа) медиатекстов: Уровни оценкиПоказатели уровней оценки медиатекстов Низкий уровень «Безграмотность», то есть незнание языка медиа. Неустойчивость, путаность суждений, подверженность внешнему влиянию, отсутствие интерпретации позиции героев и авторов медиатекста, умение пересказать фабулу произведения; Средний уровень Умение дать характеристику поступкам и психологическим состояниям персонажей медиатекста на основе фрагментарных знаний, способность объяснить логику последовательности событий в сюжете, умение рассказать об отдельных компонентах медиаобраза, отсутствие интерпретации авторской позиции (или примитивное ее толкование); Высокий уровень Анализ медиатекста, основанный на обширных знаниях, убедительной трактовке (интерпретации) авторской позиции (с которой выражается согласие или несогласие), оценке социальной значимости произведения (актуальности и т.д.), умение соотнести эмоциональное восприятие с понятийным суждением, перенести это суждение на другие жанры и виды медиа, истолковать название медиатекста как образное обобщение и т.д. При этом «интерпретацию» можно определить как процесс перевода сообщения, выраженного в языке медиа, на язык воспринимающего его индивида.
Герменевтический анализ – исследование процесса интерпретации медиатекста, культурных, исторических факторов, влияющих на точку зрения автора медиатекста и на точку зрения аудитории. Герменевтический анализ предполагает постижение медиатекста через сопоставление с культурной традицией и действительностью; проникновение в логику медиатекста; анализ медиатекста через сопоставление художественных образов в историко-культурном контексте.
6 ключевых вопросов анализа по К.Бэзэлгэт/ Дж.Баукеру: Кто передает информацию и почему? Какой это тип текста? Как это текст создан? Как мы узнаем о том, что этот текст означает? Как этот текст представляет свою тематику? Кто воспринимает этот текст, и какой смысл из него извлекает?
Версия Брунера и Тэлли: Как это было создано? Какие ценности лежат в основе этого? Какие условности используются в этом? Для какой аудитории это предназначено? Кто является собственником этого (извлекает выгоду из этого)?
сравнить пути, которыми различные виды медиа интерпретируют похожие фабулы или истории; познакомиться с первым (или финальным) эпизодом медиатекста с последующей попыткой предсказать дальнейшие (предыдущие) события; разбить медиатекст на крупные блоки и попытаться переставить местами эти блоки (изменить ход сюжета); на примере конкретного медиатекста раскрыть сущность механизма «эмоционального маятника» (чередования эпизодов, вызывающих положительные (радостные, веселые) и отрицательные (шоковые, грустные) эмоции у аудитории, то есть опора на психофизиологическую сторону восприятия); проанализировать составляющие так называемой «занимательности» медиатекста; выделить «ритмические блоки» в медиатекстах (ритм в медиатекстах часто проявляется в том, что эпические сцены уравновешиваются камерными и интимными);
проанализировать медиатекст, основанный на документальных фактах: изучить страноведческие, политические и исторические материалы, касающиеся данной темы; проанализировать разницу между реальным событием и его отражением в медиатексте; проанализировать различные аспекты медиатекста, такие как трактовка, валидность (вескость, основательность) фактического материала; сравнить нескольких точек зрения (к примеру, профессиональных журналистов, искусствоведов) о событиях, отраженных в медиатексте и о самом медиатексте; расположить предложенные педагогом тезисы в порядке их значимости для понимания и описания конкретного медиатекста; задать вопросы по поводу главной мысли медиатекста, выражения мнения по поводу его содержания (точность, уместность, пристрастность и т.д.) и формы; др.
Показателем способности аудитории к герменевтическому анализу структуры медиатекстов является умение осмысления многослойности образного мира, как отдельных компонентов, так и произведения в целом, в соотнесении образов медиатекста с историческим, социокультурным контекстом, исследования процесса интерпретации медиатекста, культурных, исторических факторов, влияющих на точку зрения автора медиатекста и на точку зрения аудитории; постижение медиатекста через сопоставление с культурной традицией и действительностью; проникновение в логику медиатекста.