Дошкольный логопедический пункт: опыт работы учителя-логопеда МБДОУ 19 г. Невинномысска Малинской Ларисы Валентиновны. 2012г.
Растет количество детей нуждающихся в логопедической помощи
Логопедический пункт МБДОУ 19 г. Невинномысска
Развивающая среда логопункта
Основной формой работы с дошкольниками в логопункте детского сада являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Это объясняется следующими причинами: Необходимостью подстраиваться под общеразвивающие групповые занятия и режимные моменты; Различной структурой дефектов произношения у детей одной и той же возрастной группы; Различным уровнем сформированности когнитивных процессов у детей со схожими по структуре дефектами; Индивидуальным темпом усвоения материала; Необходимостью вовлечения в работу сразу нескольких нарушенных в произношении звуков.
Методы и приемы, используемые во время коррекционного процесса Методы и приемы, используемые во время коррекционного процесса традиционные, научно-обоснованные. Однако, несмотря на то, что основная цель работы учителя-логопеда в условиях логопедического пункта – исправление нарушений звукопроизношения, параллельно решаются задачи, связанные с формированием лексико-грамматического строя языка ребенка. Пополнение словаря происходит не только благодаря введению в него новых слов, выступающих в качестве речевого материала, уточнению их значения, но и за счет постепенно формирующихся в ходе занятий словообразовательных умений и навыков. Образно говоря, ребенок дополнительно к исправлению нарушений звукопроизношения получает инструмент для дальнейшего наращивания словарного запаса, что, в свою очередь, увеличивает возможности тренировочных упражнений.
РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ Общий успех коррекционного обучения в условиях логопедического пункта определяет совместная работа логопеда и родителей. Родители становятся полноправными участниками учебного процесса. Ребенок получает индивидуальную коррекционную помощь всего 2-3 раза в неделю, поэтому её результативность зависит в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять ребенку возможность произносить их без подкрепления и контроля.
индивидуальные занятия
Основная цель индивидуальных логопедических занятий устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных форм речевых нарушений: дислалии, дизартрии, стертой формы дизартрии, ринолалии. В процессе достижения этой цели реализуется принцип системного подхода, который предполагает взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов речи.
нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры (при дизартриях); -нормализация артикуляционной моторики; -нормализация голоса (при дизартриях); -нормализация речевого дыхания; -нормализация просодики; -развитие мелкой моторики; -уточнение произношения и постановка звуков; -автоматизация уточненных или поставленных звуков; -дифференциация поставленных звуков в произношении с оппозиционными фонемами; -развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа и синтеза как органичная составляющая процесса нормализации звуковой стороны речи; -уточнение, обогащение, активизация лексического запаса, совершенствование грамматического строя и развитие связной речи в процессе работы по коррекции звукопроизношения; -развитие и коррекция неречевых психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления). Содержание индивидуальных занятий:
Подгрупповые занятия организуются по мере необходимости и возможности на определенных этапах логопедической работы для оптимизации коррекционно-речевого процесса.
Коррекция звукопроизношения (на индивидуальных занятиях).
Выполнение упражнений и заданий
В коррекционно-развивающей работе с детьми используются в основном игровые технологии. Используются дидактические игры для формирования умения составлять целое из частей, развития внимания, памяти, мышления, сюжетно- ролевые игры, игры- театрализации. Это вызывает интерес у воспитанников, создает дополнительную мотивацию для речевой работы, вносит разнообразие, не вызывает утомления детей, способствует развитию связной речи и психических процессов, повышает эффективность коррекционных занятий, что очень важно в условиях дефицита времени по сравнению с обучением в специализированных группах.
Консультативно-методическая работа с педагогическим персоналом ДОУ и родителями планируется учителем- логопедом в начале каждого учебного года. Воспитатели групп контролируют речь детей во время своих занятий и во время режимных моментов, способствуют автоматизации поставленных или исправленных учителем- логопедом звуков, развивают мелкую и артикуляционную моторику, фонематическое восприятие, формируют первоначальные навыки звукового анализа и синтеза, расширяют словарный запас, совершенствуют грамматический строй и связную речь. Выполняя эти должностные обязанности в процессе реализации общеобразовательной программы, они ориентируются на рекомендации, индивидуальные и групповые консультации и задания учителя-логопеда.
Педагог-психолог корректирует основные психические функции, развивает произвольность и навыки самоконтроля, снимает тревожность детей при негативном настрое на логопедические занятия, активизирует отработанную лексику, развивает зрительно-моторную координацию, создает среду психологической поддержки детям с нарушениями речи. Музыкальный руководитель развивает чувство ритма и темпа, акустические и тембральные свойства голоса, речевое дыхание, слуховое внимание, способствует автоматизации звуков при разучивании и исполнении песен. Инструктор по физкультуре развивает общую моторику и координацию движений, развивает умения по мышечной релаксации, диафрагмально-реберному и речевому дыханию.
Дошкольный логопедический пункт при четкой организации его работы, при продуманном отборе ее содержания и отсутствии жесткой регламентации обладает высокой эффективностью коррекционного воздействия и играет важную роль в полноценной речевой и общей подготовке детей к школьному обучению.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!