О подходах формирования методических рекомендаций по использованию результатов процедур оценки качества дошкольного образования Российский государственный педагогический Университет им. А.И. Герцена Институт детства Кафедра дошкольной педагогики 08 октября 2013 год Д.п.н. профессор кафедры дошкольной педагогики А.Г. Гогоберидзе К.п.н доцент кафедры дошкольной педагогики В.А. Новицкая Д.п.н. профессор кафедры дошкольной педагогики А.Г. Гогоберидзе К.п.н доцент кафедры дошкольной педагогики В.А. Новицкая
Осознание необходимости перемен Осознание необходимости перемен: Качество – вещь забавная. Все о нем говорят, все с ним живут, и каждый думает, что знает, что это такое. Но лишь немногие придут к единому мнению об определении качества. Дж. Харрингтон
Кафедра дошкольной педагогики является ведущей в подготовке будущих специалистов профиля «дошкольное образование» Кафедра дошкольной педагогики (год рождения – 1925) – первая в России кафедра по подготовке кадров дошкольного профиля, одна из старейших в Российском педагогическом университете им. А.И. Герцена. История создания и развития кафедры дошкольной педагогики является историей дошкольного образования России.
Этапы сотрудничества с ФИПИ Экспертиза концепции оценки качества дошкольного образования (март 2012 года) Включение в процедуру доработки методического комплекта Концепции оценки качества дошкольного образования (апрель 2012 – март 2013 года) Работа над совершенствованием методических рекомендаций по использованию процедур оценки качества дошкольного образования (март – июнь 2013 года)
Идеи и результаты сотрудничества Ориентировка на международные стандарты качества серии ISO (ИСО 9001 – удовлетворение потребителя, требования к системе управления качеством) Разработка Российской системы оценки качества образования
4 группа параметров модели оценки качества ДО «Качество можно определить только пользуясь системой оценок того человека, который пользуется товаром, кто судит о качестве». У.Э. Деминг
Качество дошкольного образования Соответствие объекта стандарту и удовлетворенность потребителя - взаимосвязанные составляющие. Образование, в том числе и дошкольное, должно не только соответствовать стандарту, но при этом «нравиться» потребителю. Стандарт должен быть согласован с потребителями образовательных услуг и принят ими. Соответственно, помимо экспертной оценки качества ДО должна существовать и система общественной оценки.
Удовлетворенности потребителей качеством дошкольного образования: Степень удовлетворенности родителей работой детского сада; Степень удовлетворенности родителей развитием ребёнка в детском саду Степень удовлетворенности родителей деятельностью педагогов; Степень удовлетворенности качеством информации о работе ДОУ.
В процессе разработки методических рекомендаций (качественный анализ) Учтены современные подходы к процедуре оценки качества образования: Гуманитарный подход Субъектно-деятельностный подход Компетентностный подход
Преимущества разработанной модели Возможность проведения гуманитарной экспертизы оценки качества дошкольного образования – в центре внимания ребенок с его возможностями, потребностями и интересами – оценка условий, способствующих успешной социализации малыша, оценка индивидуального прогресса
В основе разработанного инструментария гуманистические идеи Возможность проводить гуманитарную – ориентированную на качественный аспект анализа и оценки На активное участие субъекта в процедуре экспертизы Возможность проводить гуманитарную – ориентированную на качественный аспект анализа и оценки На активное участие субъекта в процедуре экспертизы
непротиворечивость идеям ФГОС ДО Универсальный характер предложенного материала – возможность легкой трансформации инструментария под требования новых нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование системы ДО – непротиворечивость идеям ФГОС ДО Преимущества разработанной модели
Федеральный государственный образовательный стандарт ДО 1 Требования к содержанию основной образовательной Программы дошкольного образования 2 Требования к условиям реализации основной образовательной Программы дошкольного образования 3 Требования к результатам освоения Программы
ФГОС ДО: ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. ФГОС ДО: ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Методические рекомендации (качественные критерии) ребенок интересуется новым и неизвестным в окружающем. Задает много вопросов, настойчиво добивается решения познавательных задач, экспериментирует и исследует предметы и материалы. Использует разнообразные способы познания мира природы, пользуется схемами, наглядными моделями Методические рекомендации (качественные критерии) ребенок интересуется новым и неизвестным в окружающем. Задает много вопросов, настойчиво добивается решения познавательных задач, экспериментирует и исследует предметы и материалы. Использует разнообразные способы познания мира природы, пользуется схемами, наглядными моделями Степень соответствия материалов ФГОС ДО
Кафедра дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена Адрес: , Санкт-Петербург, Московский пр., 80 Телефон: (812) (доб. 206)
Спасибо за внимание! Ваши вопросы!